До 12 марта 2023 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина можно познакомиться со второй частью проекта «Шлиман. Троя рядом». Наташа Гомберг, куратор выставки, отметила, что этот проект – результат работы  научных сотрудников музея и участников молодежного направления «Пушкинский Youth». Такое начинание стало для музея важным примером того, как могут вместе работать профессиональные ученые и увлеченные подростки. Вместе они нашли способ изучения истории через одного исторического персонажа.

 

Экспозиция приурочена к 200-летию со дня рождения немецкого археолога Генриха Шлимана и 150-летию со дня нахождения им «Клада Приама». Генрих Шлиман – в одном лице  коммерсант, археолог и  доктор философии в университете Ростока. Изучив труды археолога Франка Калверта, он отправился в Турцию, чтобы произвести раскопки на предполагаемом месте нахождения крепости, описанной  у Гомера в «Илиаде» и «Одиссее». В 1873 году Шлиман при раскопках обнаружил остатки античных городов на холме Гиссарлык. В Трое были найдены сокровища, принятые за клад античного царя Приама.

Как писали СМИ того времени, в экстазе Шлиман надел на жену тончайшей работы золотую диадему и долго смотрел на нее, декламируя строки из Илиады. К примеру, «Истинно, вечным Богиням она красотою подобна». Фотография жены гениального археолога-самоучки стала уникальной в истории археологии. После развода с первой русской женой Екатериной Лыжиной он искал спутницу жизни, которая должна быть, непременно, гречанкой. Шлиман написал одновременно несколько писем своим друзьям-грекам с просьбой найти жену типично греческого облика, по возможности красивую, пусть бедную, но с хорошим образованием и добрым сердцем. Так появилась в его жизни 17-летняя София.

В одном из залов выставки представлены предметы, имеющие отношение к Трое XII века до н. э. Они были созданы в разные эпохи и происходят из различных стран, но, собранные вместе, помогают представить жизнь Генриха Шлимана. Археолог-коммерсант первым обнаружил и описал микенскую керамику, а позднее использовал ее в качестве ориентира при датировке слоев Трои XIYXII веков до н. э. В ходе исследования Шлиман и его коллега Генри Бругш-бей первыми обратились к египетским источникам о Троянской войне связанными с ней событиями, набегами «народов моря». Часть экспозиции посвящена частной жизни Генри Шлимана, в частности его дружбе с московским купцом Сергеем Живаго, семья которого тесно связана с Пушкинским музеем. Еще один зал – «Кабинет директора», где представлены документы, свидетельствующие о сотрудничестве Генриха Шлимана с основателем музея Владимиром Ивановичем Цветаевым. В зале №3 можно увидеть находки Шлимана в Трое, в том числе «Клад Приама», датируемый III тысячелетием до н. э. Обращают на себя внимание две прекрасные золотые диадемы, одну из которых жена археолога примерила в Афинах (на счет Трои – это красивая легенда для публики, придуманная Шлиманом). Там же был сделан незабываемый снимок Софии, облетевший весь мир.

В «Пушкинском Youth» принимали участие – Лиза Загайная, Ярослав Крупник, Даня Квицинадзе, Наталья Григорьева, Рушана Улумбекова, Виктория Боровик, Диана Аблезгова, а так же научные сотрудники ГМИИ им. А.С. Пушкина  - Владимир Толстиков, Ольга Самар, Татьяна Ильина, Павел Никулин и Александра Зотова.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Владимир Орехов

Яндекс.Метрика