«Салоны» Дидро. Выставки современного искусства в Париже XYIII века – совместный проект ГМИИ с Эрмитажем под эгидой Комиссии по культуре Просвещения научного совета РАН «История мировой культуры». До 1 октября 2023 года в экспозиции главного здания ГМИИ на Волхонке, 12 будут представлены произведения живописи, графики, скульптуры, нумизматики и декоративно-прикладного искусства, связанные с Салонами XYIII века. Всего собрано более 200 экспонатов.  Посетители увидят работы Ф.Буше, К. Ван Лоо, Ж.-Б. Греза,

 

Ж.Л. Давида, Н.Ланкре, К.Ж.Верне,  Ж.-Б.С. Шардена, Э. Фальконе, Ж.О. Фрагонара и других. Многие экспонаты были специально отреставрированы для этого проекта. Благодаря «Салонам» Дени Дидро, у посетителей есть возможность  посмотреть на произведения глазами одного из ведущих философов и критиков эпохи Просвещения. Именно «Салоны» Дидро как образец жанра и документ эпохи формируют содержание выставки, рассказывающей от первых  Салонов в галерее Лувра и до луврского Квадратного салона, проходившего во внутреннем дворе дворца. Здесь на одной из стен воссоздана развеска, где картина закрывает всю плоскость стены. Инсталляция призвана продемонстрировать принципы шпалерной развески и вертикальной иерархии жанров. Портрет дофина (наследника) Людовика работа Луи Токке указывают на королевский патронат: изображение короля или его родственников всегда занимает центральное место в экспозициях Лувра.

Особое место на выставке отведено воображаемому кабинету философа. Этот раздел расскажет о Дидро как коллекционере и наделенном художественным вкусом человеке своего времени. Этот персонаж особенно интересен для нас, поскольку Екатерина II, как известно, уже на 9-й день своего царствования взялась за перо, чтобы предложить Дидро перенести  издании его «Энциклопедии» из Франции, где этот фундаментальный труд подвергался клерикальным нападкам и цензуре, в Россию. Она уверяла философа, что в России тот сможет излагать свои мысли свободно и безбоязненно. По этому поводу Вольтер заметил: «В какое время мы живем: Франция преследует философа, а скифы ему покровительствуют». В результате, когда Дидро приехал в Петербург в 1773 году, полагая, что будет здесь не более двух месяцев, он провел пять месяцев. И каждый день вел беседы с императрицей сглазу на глаз от 3 до 5-6 часов пополудни. На выставке показаны книги из библиотеки Дидро, приобретенные Екатериной II. Помимо выплаченных средств, Дидро была назначена пенсия как «библиотекарю Ее Величества», книги же оставались у владельца до конца его дней. Библиотека прибыла в Эрмитаж в 1785 году по соглашению с дочерью Дидро, Мари Анжеликой де Вандель.

Экспозиция последнего зала познакомит посетителей с историей салонов после Дидро - с выставками, прошедшими с 1783 года до конца XYIII века.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Владимир Орехов

Яндекс.Метрика