II Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров имени С.В. Рахманинова завершился. По словам Дениса Мацуева, председателя жюри по специальности «Фортепиано», конкурс имени этого великого русского музыканта – это не только возможность продемонстрировать свои навыки, но и шанс познакомиться с единомышленниками, обменяться опытом зарядиться вдохновением. Победителей первого рахманиновского конкурса мы уже видим на афишах самых знаменитых залов мира. В нынешнем конкурсе участвовали 24 лауреата из восьми стран, что свидетельствует о том, что язык музыки способен объединить мир.

 

Самыми яркими и запоминающимися стали финальные дни состязания пианистов, которые представили свое прочтение концертов С.В. Рахманинова – музыки поистине экзистенциальной мощи, в которой его личная драма вырастает до вселенского трагизма и триумфа. «Я – русский композитор, - писал он, - и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка». Композитор испытал боль расставания с родной землей, одиночество среди чужих людей и одновременно чувство неиссякаемой веры в Бога и прекрасное будущее России.

Среди главных победителей в конкурсе пианистов жюри отметило двух участников – Владимира Вишневского (РФ) и Жуй Мина (КНР).

О Владимире Вишневском. Учится в Московской консерватории у Андрея Писарева и Николая Луганского с 2022 года. Победитель ряда всероссийских и международных конкурсов, в их числе Gianluca Campocciaro (Италия), Lisbonstars, конкурс исполнителей в Праге (2022), II Международный конкурс вокалистов и концертмейстеров Хиблы Гирзмавы, Гран-При в YI Московском международном конкурсе пианистов Владимира Крайнева (2025). Выступал в МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, в залах Санкт-Петербургской, Ярославской, Липецкой, Калининградской, Смоленской, Московской консерватории и других площадках. Любимые композиторы – Прокофьев, Шостакович, Бриттен и Равель. В свободное время занимается вокалом, он - обладатель удивительного и редчайшего голоса, контртенор, который встречается один на тысячу (по своему звучанию напоминает женские голоса сопрано или меццо-сопрано). В III туре исполнил произведения С.В. Рахманинова: 9 романсов, Рапсодию на тему Паганини и Концерт №3.

По словам В. Вишневского, конкурс – определенная проверка на стрессоустойчивость. Но в целом это ужасный стресс при абсолютном отсутствии спортивного интереса. Хотя любое соревнование дает возможность обыгрываться перед экзаменом в залах покрупнее. «Я бы учредил номинацию «За мысль о музыке», - подчеркнул он. – Я считаю интересными музыкантами только тех, у кого на первом месте музыка, а не просто техника, т.е. точное попадание во все ноты».

Нельзя не признать бесспорный магнетизм собственной презентации Владимира Вишневского как с точки зрения внешнего облика, так и с точки зрения пианистической подачи. Среди участвовавших на конкурсе он самый яркий. Помимо того, на его стороне играл и опыт концертмейстера, он был единственный, кто по-настоящему свободно и уверенно ловил проблемный аккомпанемент дирижера Ивана Никифорчина. Также стоит отметить со знаком плюс интерпретационный замысел, даже если кому-то он не близок с художественной точки зрения. По всей вероятности, появилась новая звезда Владимир Вишневский на музыкальном небосклоне России. В частном разговоре у Петровского путевого дворца XYIII века, где проходило награждение победителей второго рахманиновского конкурса, Вишневский сказал, что перед каждым выступлением в консерватории заходит в старинный Храм Малого Вознесения Господня, что расположен на противоположной стороне Большой Никитской улицы.

У А.С. Пушкина в «Каменном госте» есть удивительно точное по своей глубине сравнение: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь мелодия».

О Мин Жуе. В настоящее время обучается в ЦМШ – Академии исполнительного искусства в Москве (класс Дарьи Рябовой). Он - участник фестивалей «Денис Мацуев представляет: диалог поколений», Фортепианной музыки им. Эмиля Гилельса (Москва), фестиваля Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге», Большого литературно-музыкального фестиваля «Рихтеровские встречи». Является лауреатом национальных и международных конкурсов, в том числе конкурса ЦМШ «Посвящение Сергею Рахманинову» (Москва), «Симфония Ямала» (Салехард), Grand Piano Competition. Выступает в концертных залах России, в том числе Московской консерватории, Концертном зале им. П.И. Чайковского, Московском концертном зале «Зарядье», Мариинском театре, концертных залах Тамбова, Самары и Воронежа. В III туре он исполнил 9 романсов и концерты №2, №3 С.В. Рахманинова.

Для Мин Жуя главное занятие в жизни - музыка. «Если получается посвятить любимому делу целый день, то это счастливый день», - с улыбкой говорит он. Самой прекрасной музыкой считает классику, на первом месте у него стоит Сергей Васильевич Рахманинов. Китайскую музыку от западной отличает пентатоника – гамма, состоящая из пяти звуков. Понять, как звучит пентатоника несложно – достаточно сыграть любую мелодию на фортепиано только при помощи черных клавиш. Русская культура поселилась в душе Мин Жуя с детства: в школе он читал стихи, рассказы, повести наших авторов. Но чаще других писателей обращается к Чехову, который точно умел подметить характерные особенности разнообразных персонажей.

Древний мыслитель Конфуций, живший в YI веке до новой эры, о значении музыки в жизни общества сказал: «Разрушение любого государства начинается именно с разрушения музыки». Во-вторых, «не имеющий чистой и светлой музыки народ обречен на вырождение». И риторически: «Если человек не человеколюбив то, что он поймет в музыке?»

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы конкурса

Яндекс.Метрика