Театр имени Вахтангова впервые обратился к творчеству американского писателя Эрнеста Хемингуэя, непримиримого пацифиста, лауреата Нобелевской премии. В «Арт-кафе» Павел Сафонов представил первую премьеру 105-го сезона, моноспектакль, в основе которого всемирно-известная повесть «Старик и море». «В ней столько мудрости и детскости, поэзии и грубой реальности, любви и жестокости, силы и беззащитности, что не знаешь, как все это соединить», - отметил режиссер. История рассказывает о невезучем кубинском рыбаке Сантьяго.

Однажды старик решает совершить очередной заплыв, чтобы поймать что-либо стоящее и заработать приличные деньги. Он выходит в Гольфстрим на парусной лодке и ему улыбается удача - на крючок попадает марлин около 5,5 метра длиной и полтонны весом. Старик жалеет, что с ним нет мальчика: одному справиться нелегко. Мало поймать рыбу – с ней еще надо доплыть до берега. Сантьяго понимает своего противника, восхищается его красотой и сострадает ему, часто называя братом. Он также утверждает, что никто не достоин съесть этого марлина из-за его благородства и достоинства… Лишь на третий день практически в бреду ему удается засадить гарпун в рыбу. Привязав марлина к лодке и направляясь к берегу, он думает о высокой цене, которую получит за нее на рынке, и о людях, которых накормит. На кровь из ран рыбы к лодке старика собираются акулы, которые с наступлением ночи пожирают почти всю тушу, оставив лишь скелет из спинного хребта, хвоста и головы. Сантьяго в состоянии почти полного изнеможения говорит акулам, что они убили человека и его мечты…
В главной роли моноспектакля Григорий Антипенко, который считает это произведение Хемингуэя духовным завещанием. Образ старика Сантьяго отчасти прототип самого писателя. «В какой-то момент у всех людей в жизни наступает момент истины, когда заканчивается земная удача, приходит старость, - поясняет актер. - Возникает вопрос, а что дальше? Зачем все это было? По большому счету повесть именно об этом. Но ответа на этот вопрос мы так и не находим у автора».
Хотя какой можно получить ответ от психически травмированного человека, участника первой мировой войны, общие человеческие потери которой оцениваются примерно в 40 миллионов человек (убитых и раненых). Впоследствии застрелившегося. О Хемингуэе известно, что он всю жизнь стремился придерживаться высоких нравственных принципов, но верующим, судя по всему, не был. А когда состарился и перестал получать удовольствия от жизни, впал в депрессию, приведшую к трагедии. Истинный смысл жизни дает человеку только вера.
Самому Г. Антипенко в постановке приходится исполнять одновременно три роли, помимо главного персонажа, мальчика, который часто забегает к старику пообщаться, и ведущего повествование в спектакле. На протяжении полутора часов актер находится один со зрителями, мастерски удерживая внимание к происходящему на сцене на высокой точке.
Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Светлана Яковлева
