В Большом театре – премьера. Театральный режиссер Лев Додин поставил «Пиковую даму» П. И Чайковского к его 175-летию. Сюжет пушкинской «Пиковой дамы» не сразу заинтересовал композитора. Однако со временем эта новелла все более овладевала его воображением. Особенно взволновала Чайковского сцена роковой встречи Германа с графиней. Ее глубокий драматизм захватил композитора, вызвав горячее желание написать оперу. Сочинение было начато во Флоренции 19 февраля 1890 года. Опера была закончена в предельно короткий срок — сорок четыре дня.
Вскоре после опубликования своей новеллы (1833) Пушкин записал в дневнике: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку, туза». Популярность повести объяснялась не только занимательностью фабулы, но и реалистическим воспроизведением типов и нравов петербургского общества начала XIX столетия. В либретто оперы, написанном братом композитора М. И. Чайковским содержание пушкинской повести во многом переосмыслено. Лиза из бедной воспитанницы превратилась в богатую внучку графини. Пушкинский Герман — холодный, расчетливый эгоист, охваченный одной лишь жаждой обогащения, предстает в музыке Чайковского как человек с огненным воображением и сильными страстями.
Лев Додин так прокомментировал свою постановку: «Мы пытаемся рассматривать «Пиковую даму» как историю болезни – не столько клинической, сколько психологической, точнее метафизической, потому что страсть, разрывающая человека, – это страсть выиграть жизнь в один момент, одним ударом. Но это иллюзия, которая преследует всех нас и которой, мне кажется, подвержен весь мир. Никто не хочет процесса, все хотят результата. А это, к сожалению, почти всегда ведет к самоуничтожению, потому что выиграть жизнь нельзя… Авторы – в отличие от нас – очень хорошо понимали, что они пишут».
«Пиковая дама» Льва Додина вызвала критику. В одной из статей я прочитала, что сколько бы драматический режиссер ни практиковался в оперном жанре, его дистанцированность от музыки очевидна и режет слух. Похоже, что при постановке «Пиковой» Додин пересочинил Чайковского на свой лад и, видимо, таким образом отомстил Петру Ильичу за то, что тот в свое время «пересочинил» сюжет Пушкина. Только вот вопрос: хотел ли этого Чайковский?! И если композитор сам написал либретто «Пиковой дамы», то зачем режиссеру Додину, вряд ли когда-либо сдававшему экзамен по чтению партитур, взламывать эту драматургию и навязывать певцам психологические мотивации, которых нет в тексте. Так вот оказывается, уважаемый музыкальный критик, не знал, что либретто написал брат композитора.
На мой взгляд, различие общественного положения героев в постановку оперы Льва Додина внесло тему социального неравенства. С трагедийным пафосом в ней отразились судьбы людей в обществе, подчиненном власти денег. Герман — жертва этого общества; стремление к богатству незаметно становится у него навязчивой идеей, заслоняющей любовь к Лизе и приводящей его к гибели.
Мнения критиков по поводу любой премьеры могут быть самыми разными. Главное, чтобы зрители задумались и сделали самостоятельные выводы из того, что замыслил режиссер на сцене. В данном случае из «Пиковой дамы».
Партию Германа отлично исполняет Владимир Галузин, народный артист России, графини – Лариса Дядькова, народная артистка России, Лизы – Эвелина Добрачева.
Опера «Пикова дама» - это совместная постановка Парижской национальной оперы/Opéra national de Paris, Нидерландской оперы (Амстердам)/De Nederlandse Opera и фестиваля "Флорентийский музыкальный май"/Maggio Musicale Fiorentino.
Дирижер — Михаил Юровский, режиссер-постановщик — Лев Додин, художник-постановщик — Давид Боровский, художник по костюмам —Хлоя Оболенски, художник по свету — Жан Кальман
Светлана Телятникова
Фото Аллы Буловиновой