В Государственом литературно-мемориальном музее-заповеднике А.П. Чехова состоялась премьера театрального open-air "Чехов. Чайка". Три действия необычного "спектакля-бродилки" прошли на пленере и в интерьерах музея. Зрители в буквальном и переносном смысле оказались вовлечены в само движение сюжета. И это сообщило восприятию дополнительный объем. Похоже, постановка совпадает с авторским видением. В одном из писем Антон Павлович размышлял о будущей пьесе: "Пишу ее не без удовольствия.

   Хотя страшно вру против условий сцены. Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви".

   На пресс-конференции, предварившей open-air, режисер Владимир Байчер сказал:

-  Мы старались сделать все от нас зависящее, чтобы мелиховская "Чайка" стала - не хочу сказать - лучшей, но совершено точно - особенной. Иногда мы поступали с чеховским текстом несколько вольно, но было ощущение, что Антон Павлович нам это позволил... На мой режиссерский взгляд, главное - верно понять и передать глубинные идеи, которые заложены в произведении.

   Важно отметить, впервые пьеса сыграна профессиональной труппой именно там, где была написана. Нам хотелось почувствовать энергетику, которая питала Чехова. И это произошло.

- Я и подумать не мог, что когда-нибудь буду участвовать в постановке "Чайки" в Мелихово, - продолжил тему художник-сценограф Владимир Аншон. - Здесь все есть для развития действия, нужно было лишь немного пофантазировать.

  Молодой актер Иван Кожевников, исполнитель роли Треплева, признался, что пять месяцев репетиций (а они в основном проходили в Театральном музее имени А.А. Бахрушина), были самым сложным и необычным периодом в его жизни.

   И, наконец чеховский Сорин (з.а. России Юрий Голышев) вывел общение с журналистами на метафизический уровень. Он связал имена представителей русского космизма - ученого Константина Циолковского и религиозного философа Николая Федорова, - с писателем, создавшим поразительный монолог о мировой душе. Тот самый, где "Люди, львы, орлы и куропатки... " и где "все жизни, свершив печальный круг, угасли..." "Декадентский бред", одних донельзя раздражавший и безмерно восхищавший других.

   Для того, чтобы воочию обозначить, наверное, самый мистический текст в мировой драматургии сценографу и режиссеру пришлось проявить немало изобретательности. Ведь это не кино с его возможностями.

   Вообще, в спектакле присутствуют разные, но вполне сочетающиеся подходы. Сугубо реалистичный выдержанный в классической традиции. И основанный на гротеске, буффонаде. То, что так блистательно использовал в своих странных, завораживающих фильмах великий Феллини.

   Заповедное Мелихово стало не просто фоном, оно создало атмосферу естественного течения событий в естественной среде обитания. Герои бродят по саду, их голоса едва слышны вдали, потом они появляются на авансцене, продолжают начатую беседу. Будто случайно попадают в фокус зрительского внимания. Они здесь живут и попутно проигрывают свои жизни, рушат их.

   Отрывок из письма знаменитого адвоката А.Ф. Кони. Адресат получил его в ноябре 1896 года, уже после "громадного неуспеха", по выражению самого Антона Павловича, в Александринском театре: "Позвольте же одному из публики, - быть может, профану в литературе, в драматическом искусстве, но знакомому с жизнью по своей служебной практике, - сказать Вам, что он благодарит Вас за глубокое наслаждение, данное ему Вашей "Чайкой"... Это сама жизнь на сцене, с ее трагическими союзами, красноречивым бездумьем и молчаливыми страданиями... И то, что пьеса прерывается внезапно, оставляя зрителя самодорисовывать свое будущее, тусклое, вялое и неопределенное, - мне очень нравится. Так кончаются, или лучше сказать, обертываются эпические произведения".

Думается, к числу актерских удач в мелиховской "Чайке" можно отнести работу Светланы Герасимович (Нина Заречная), Ивана Кожевникова (Константин Треплев), Сергея Фатьянова (Борис Тригорин). Из того, что несколько озадачило: трактовка образа Аркадиной (з.а. России Наталья Беляева). Его сознательное осовременивание (все-таки на дворе двадцать первый век) привело к упрощению порой на грани вульгарности. Да, женщина своенравная, вздорная, эгоистичная, но с манерами светской дамы, заставшей закат дворянской эпохи.

   Судя по премьере, спектакль "Чехов. Чайка" ждет успех. Зрители аплодировали долго. А генеральный директор музея-заповедника "Мелихово" Константин Бобков подвел итог:

   - Мы все получили достойный подарок к двум датам - 75-летию музея и 155-летию со дня рождения Антона Павловича Чехова.

                                   Лариса Ровнянская 

                                   Фото Алла Буловинова, Светлана Телятникова

Даты спектаклей:

20 июня, 2, 15, 18, 26 июля, 9, 22 августа, 5 сентября  Начало в 19.00.

Яндекс.Метрика