На сцене Новой оперы две премьеры в одном флаконе:  интервалом в два часа идут «Маддалена» Сергея Прокофьева и «Игроки» Дмитрия Шостаковича.  В этом году у этих великих русских композиторов  юбилейные даты. Сергею Сергеевичу Прокофьеву  мы отмечаем 125-летие,  Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу – 110-летие со дня рождения.  Алексей  Вэйро, режиссер-постановщик, отметил: «Оба  спектакля получились об игре, вселенской игре, об игре, в которую погружена Россия». 

   Кроме того, по мнению режиссера, спектакли объединяют сквозные темы: возможность диалога с Богом, свобода и ее границы.  Маддалена   делает  все,  что захочет,  и гоголевские игроки в карты не придерживаются  никаких правил. Все воспринимают свободу не как ответственность  перед собой, окружающими, а как вседозволенность.  В  конце  Маддалена (Наталья Креслина) поет о том, что «молчит небесный  гром», т.е. Бог не отвечает, а  Степан Иванович Утешительный (Илья Кузьмин) обыгрывает отца. 

    - Какой «месседж» хотел режиссер донести до зрителя? - Главное – стимулировать публику, - ответил Алексей Вэйро. - И в том, и другом спектакле есть вещи, которые касаются всех. Меня называют демократом, поскольку я даю возможность каждому актеру проявить себя. Друг другу мы говорим все, что думаем. Это нам позволяет двигаться вперед,  развиваться.

   Дмитрий Сибирцев, генеральный директор театра, считает, что у Натальи Креслиной оперный интеллект.  Не берусь  объяснить смысл этого  словосочетания из уст директора. Однако, очевидно, что  во всех отношениях Наталья Креслина точно  исполняет роль Маддалены.  У Дмитрия Сибирцева уже  был опыт работы над этой оперой. Нынешнюю постановку он оценивает как удачную.

   Ян Латам-Кениг, музыкальный руководитель и дирижер,  сказал: «Опера «Маддалена» никогда не ставилась при жизни Прокофьева. Он написал ее в 19 лет, музыка была очень сильной, но не без недостатков, которые  мы пытались сгладить. Опера  пролежала в парижских архивах почти 40 лет, прежде чем вдова попросила оркестровать «Маддалену»  английского дирижера и композитора Эдварда Даунса. Впервые оперу поставили в 1981 году в Граце (Австрия), еще через пять лет – впервые записана в СССР (дирижер Геннадий Рождественский).

   «Игроки» Шостаковича – это зрелая работа. Причудливый и полный иронии мир Гоголя воплощен,  как нельзя лучше. Композитор стремился  не пропустить ни одного слова из великого классика. Сочинение слишком разрослось, и  Шостакович не завершил его, музыка обрывается на слове «кончился». В 60-е годы в период  холодной войны на Британию сильное влияние оказывали Шостакович, Ростропович,  Светланов, Вишневская. «Игроки»  поразили британцев  своим удивительным  остроумием».

    Сценография  спектаклей современна,  отражает стилистику  21-го  века, хотя «Игроки», по мнению  сценографа Дарьи Синцовой, объединили во времени  век 19-й (Гоголь) и век 20-й (Шостакович). Костюмы в «Игроках» принадлежат позапрошлому веку, а  в «Маддалене» приближены к настоящему времени.

    Итак,  две оперы в один вечер дают возможность  задуматься о России, которая, похоже, совсем  не изменилась с той поры, когда  в ней жил и творил бессмертный Николай Васильевич.                           

      Светлана Телятникова, фото Алла Буловинова

Яндекс.Метрика