Главный приз 38-го Московского Международного кинофестиваля достался иранскому фильму «Дочь» режиссера Резы Миркарими.  Этот фильм, посвященный женским вопросам, снят для Ирана.  Реза Миркарими рассказал: - Я заинтересовался сценарием через пять лет после того, как впервые его прочитал. Я сам отец  и беспокоюсь за свою дочь. Мы живем вместе,  часто путешествуем вместе, но есть что-то такое в ее  внутренней жизни, что мне неизвестно. Я хочу говорить о непонимании в обществе.  Время патриархата закончилось безвозвратно.

                                                                                                      Без диалога нет развития отношений       

Сетарех (актриса Мерила Зареи), героиня фильма «Дочь», показана в развитии. Сначала она боится обратиться к отцу с любым вопросом. Отец (актер Фархад Аслани)– строг и авторитарен.  Ей хочется полететь в Тегеран на встречу со своими школьными подругами.  Получив от отца отказ, она решается на дерзкий поступок, без разрешения  отправляется на встречу. По стечению непредвиденных обстоятельств ей не удается вернуться домой в тот же день.  Рассерженный отец едет на машине за ней. Найдя ее у подруги, он  забирает  Сетарех, и они в напряженном молчании едут домой.  По дороге случается происшествие едва не приведшее к аварии. Отец  вымещает свое раздражение на дочери: ударяет ее по лицу. Когда  он  выходит из машины,  Сетарех исчезает. Отец ищет ее по всем адресам и, наконец, приходит в дом сестры, бунтарки, выбравшей мужа  вопреки  воле семьи.   Сетарех  находится.  Постепенно отец  начинает понимать, что нельзя  давить на дочь и не считаться с ее мнением.

В современном мусульманском обществе женщина продолжает оставаться  несвободной, она подчинена мужчине – отцу, брату, мужу. Но беспрекословная власть мужчины над женщиной по большому счету делает несчастными обоих. Он не видит в ней равного себе человека,  она,  живя в страхе, подавляет в себе чувства, мысли, желания. Без диалога нет развития отношений. В конечном итоге близкие люди становятся чужими.

                                                                                                      Красота, как проклятие

Документальный фильм  «Роковая красота» режиссеров  Якуба Гейна и Гелены Тржештиковой  посвящен актрисе Лидии Бааровой. Первая встреча режиссеров с ней произошла в 1995 году. - Съемки были сложными, поскольку работать с  Лидией Бааровой было нелегко, – сказала на пресс-конференции Гелена Тржештикова. -  Нам хотелось показать  все события с двух сторон: взгляд  героини, спустя многие годы, и документальные материалы того времени вместе с отрывками из самых известных фильмов актрисы.

Красавица Лидия Баарова  была звездой чехословацкого кинематографа.  Самым главным в своей  жизни она считала карьеру.  В нее влюблялись многие мужчины.  Но роман с Йозефом Геббельсом, министром пропаганды Третьего Рейха, сделал ее врагом собственного народа.  Когда ей предложили  сниматься в Германии, она с радостью приняла предложение, считая, что ей очень повезло. - Я  ничего не понимала в политике и не пыталась в ней  разобраться, - повторяла она.  Роман с Геббельсом начался до 1939 года. Она любила его любовь, которая ее сильно зажигала.  Их отношения  прекратил Гитлер после  жалобы жены Геббельса. - Я люблю тебя, - это были последние слова, которые она услышала от него по телефону. 


Лидии Бааровой пришлось пройти через тюрьму, конфискацию драгоценностей. Эти события трагически повлияли на судьбу ее родственников. Умерла от переживаний  мать, покончила с собой сестра. Третий акт своей жизни она провела в полном одиночестве с непреодолимым пристрастием к алкоголю.  Скончалась Лидия Баарова  в возрасте 86 лет в 2000 году.

- В Чехии фильм посмотрели более 40 тысяч человек, -  отметила  Гелена Тржештикова. -  О Лидии Бааровой был создан художественный фильм,  не имеющий документальной основы.  Люди могут  сравнивать  два разных фильма. Нам было интересно показать актрису на фоне исторических событий.  Вывод  очевидный:  каждый человек сам несет ответственность за свои поступки.

                                                         Санкции.., а фестиваль живет.

В конкурсной программе ММКФ  участвовали 13 фильмов из Бразилии, Германии,  Дании,  Ирана, Италии, Коста-Рики, Польши,  России, Сербии, Филиппин, Франции, Южной Кореи. Некоторые из них совместного производства.  В общей сложности на фестивале было продемонстрировано 326 фильмов.  Количество зрителей составило  более 6 тыс. человек.

На церемонии закрытия  президент фестиваля Никита Михалков, заявил:  - Это был самый трудный фестиваль, кроме самых первых. Москва строится, жара, санкции. А фестиваль живет.

В состав жюри вошли представители из  Индии, Казахстана, Польши, России, Франции. Председателем жюри стал режиссер Ивайло Христов (Болгария).

За последние 20 лет жюри фестиваля возглавляли крупнейшие кинематографисты мира: Ричард Гир, Тео Ангелопулос, Маргарете фон Тротта, Алан Паркер, Глеб Панфилов, Жан-Жак Анно, Фред Скепси, Люк Бессон, Джеральдина Чаплин и другие

Лучшим режиссером фестиваля жюри признало датчанку Пук Грастен за фильм «З7». «Серебряный Георгий» за лучшую мужскую роль был вручен Фархаду Аслани за исполеннение роли отца в фильме "Дочь" (Иран). За лучшую женскую роль -  юной актрисе Терезе Мальвар, которой на момент проведения кастинга фильма «Пелена» (Филиппины) было всего 13 лет. Лучшим документальным фильмом стала корейская картина Черо Юна «Госпожа Б. История женщины из Северной Кореи».

Светлана Телятникова, фото Ираклий Никабадзе

Яндекс.Метрика