- Как бы работал Олег Ефремов в сегодняшней социальной и политической ситуации? – Он бы что-нибудь придумал, а мы бы за ним пошли, - говорила актриса Лилия Толмачева, первая жена режиссера. Местом проведения УМеждународного фестиваля «Постефремовское пространство» стало Мелихово. По мнению Анастасии Ефремовой, его президента, ничто не может сравниться с великим счастьем: играть под деревьями, которые помнят Чехова.

В 2017 году мы будем отмечать 90-летие со дня рождения Олега Николаевича. По воспоминаниям Анастасии и Михаила Ефремовых, их отец отмечал свои даты в рабочем порядке. Потому что главным была работа, постоянное движение вперед без остановок. И вообще без служения театру он не мыслил свое существование в этом мире.  

По традиции закрытие фестиваля приурочили к 1 октября, дню рождения О.Н. Ефремова. В этот день в Московском драматическом театре «Сфера» показали спектакль ученицы мэтра Марины Брусникиной «Обращение в слух» по роману Антона Панизовского, изданного в 2013 году. Этот роман о России и русской душе написан в стиле «вербатим», в переводе с латинского означающий «дословно». Считается, что эту драматургическую технику придумали англичане, но те ссылаются на опыт МХАТа. Ведь создатели спектакля «На дне» ходили на Хитров рынок и разговаривали с тогдашними бомжами, которых Горький, кстати, называл «бывшими людьми». Как известно, письменный, литературный язык сильно отличается от языка устного, разговорного.

Итак, на сцене четверо русских, Федор (Дмитрий Бероев), Дмитрий Всеволодович (Дмитрий Ячевский), Анна (Мария Аврамкова), Леля (Софья Реснянская), оказавшихся в Альпах, дискутируют на тему характера русского человека. А среди зрителей сидят персонажи, черты которых можно найти в себе. Луч прожектора высвечивает по очереди 11 женщин и мужчин, одновременно появляющихся на экране крупным планом. Например, историю о незаконнорожденной рассказывает з.а. России Надежда Перцева. Это –  нищета, скитания с матерью по деревням за подаянием, детский дом… Наконец, болезнь матери, уход за ней и похороны. Дочь удивляется сама себе, потому что сделала для матери в последние месяцы ее жизни все возможное. «Она меня не воспитывала, а родная кровь», – говорит она. Или история о  стриптизере (Алексей Суренский). Мужчина зарабатывает себе на жизнь специфической работой. Но не ворует же? Однако в глубине души сомнения мучают. Кто-то выходит замуж не по любви, потому что не может отказать претенденту, кто-то агрессивный антисемит или живет в глуши, где ничего нет  и от тоски зеленой можно повеситься и т.д.

В перерывах между историями «новые русские», путешествующие по миру рассуждают о России: «Что это за богохранимая, если треть хочет свалить? Главная черта русской души – инфантильность. Русская ветвь – тупиковая. Везде воруют и пьют в гаражах. Кто сказал, что в земном царстве нельзя жить счастливо?»

Отзывы о спектакле могут быть самыми разными, но, несомненно, что пища для серьезных размышлений есть. Самоанализ – уже первый шаг работы над ошибками. Просто жить по течению - оказывается мало, чтобы жить по-человечески. Иногда приходится слышать, что у русских особый путь и нам с Европой не по пути. Хотя религия, философия, литература, музыка, архитектура, живопись имеют европейские корни. Русские европейцы, вроде четверых в Альпах, это – пена, которую не стоит брать в расчет. А, может быть, они – закваска, которая пробудит от спячки всех остальных.

Светлана Телятникова, фото автора

 

Яндекс.Метрика