Грандиозной премьерой отметил свое 95-летие Театр им. Вахтангова. На прославленной сцене вахтанговцы показали трагедию Софокла «Царь Эдип» в  постановке Римаса Туминаса. Совместный проект вахтанговцев и национального театра Греции, приуроченный к году Греции в России, стал ярким событием театральной жизни Москвы. Греческая  премьера «Царя Эдипа» состоялась в г. Эпидавра на сцене античного амфитеатра IY века до н.э.

Дебют вахтанговцев на родине Софокла  в естественных интерьерах огромного сценического пространства под открытым небом прошел с триумфом. Конечно, было опасение, не пострадает ли спектакль от переноса на московскую сцену. Но Римас Туминас значительно расширил сценическую площадку, убрав кулисы. Главное место на цене отдано гигантскому цилиндру, похожему на каток, каким ровняют дорогу при укладке. Именно таким тяжелым катком, по мнению создателей, прошлась судьба по жизни главного героя на невольное отцеубийство и инцест с матерью.

Античная драматургия – не частое явление на отечественных подмостках: слишком тяжел язык Софокла для современного зрителя. Последний раз вахтанговский театр ставил «Электру» Софокла в 1946 году. И вот новое общение с античностью. Чтобы приблизить «Царя Эдипа» к сегодняшнему зрителю Римас Туминас нашел для постановки совершенно новый формат, используя современные технологии, при этом сохраняя сюжетную линию и бережно относясь к тексту. Получился глубокий яркий, зрелищный спектакль. Действие идет без антракта почти два часа, но зрители времени не замечают, охваченные сочувствием к судьбе несчастного человека. Посыл – все предопределено свыше, изменить ничего нельзя, придется испить чашу страдания до дна, не вызывает сомнений. Вахтанговцы показали современную драму сильной личности, человека, поднявшегося на вершину власти и в одночасье потерявшего все.

Обычно роль Эдипа  играют актеры среднего поколения. Римас Туминас и тут отошел от традиции, доверив эту роль 33-летнему Виктору Добронравову. Молодой талантливый актер тонко передает душевное состояние своего героя – от поиска истины, шока от невольных злодеяний до приговора себе.  В начале спектакля он предстает сильным, могучим правителем, в финале – глубоко несчастным человеком, мужественно принявшем удары судьбы и ослепляющим себя, чтобы не видеть содеянное.

Кто не читал Софокла, но легко оперирует термином «эдипов комплекс» исключительно как вожделение к собственной матери, будет разочарован. Никакой «клубнички» в постановке Туминаса нет. Напротив, все деликатно и лаконично: один супружеский поцелуй, одно близкое касание. Измученный душевными муками он припадает головой к плечу Иокасты. Но это не ласка любящего мужа, а подсознательный жест сына, нуждающегося в материнской поддержке.

В роли Иокасты царственная, грациозная Людмила Максакова, создавшая сдержанный образ любящей, сострадающей мудрой женщины.

Колоритным получился пастух-провидец Тиресий в исполнении Евгения Князева. Скупыми красками, «не хлопоча лицом», он искренно сострадает Эдипу, зная, что тот обречен.

Несомненная удача постановки – участие хора, одного из главных героев античного театра. Хор в данном случае – 11 греческих артистов, комментирующих по-гречески происходящее на сцене. Хор представляет одновременно и толпу горожан, сопереживающих Эдипу и Иокасте. Участие греческого хора придает спектаклю особый колорит, делая его живым, динамичным.

В данном спектакле зрители, сидящие в первых рядах партера, как бы оказываются в эпицентре событий.  Полное ощущение, что гигантский цилиндр на сцене, он же рок судьбы, катит на них.

- Почему «Царь Эдип» сейчас? – Мне хотелось, - сказал Римас Владимирович Туминас, - поставить спектакль о главном – человеческом достоинстве, о чести, о сильном человеке. О лидере, который смог показать себя: покинуть страну, уйти из жизни нищим. Сегодня таких личностей практически нет. Во всяком случае они не чувствуют себя виноватыми ни в чем. Для Эдипа – честь и достоинство – главная опора жизни, даже елси это жизнь изгоя и калеки.

Римас Туминас, когда-то приглашенный «варяг» на знаменитую московскую сцену из Вильнюса, готовится в наступающем году отметить 10-летие своей деятельности в качестве худрука Театра им. Вахтангова. И, как всегда,  хочет удивить зрителя: собирается поставить сказку для детей.

Нелли Проторская, фото Светлана Телятникова-Никабадзе

Яндекс.Метрика