Патриаршество в Русской Православной Церкви было упразднено Петром I в 1721 г. и восставлено после двухсотлетнего безглавия Всероссийским Поместным Собором 28 августа (по новому стилю) 1917 г. в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Через месяц после большевистского переворота 4 декабря состоялась интронизации Патриарха Тихона в Кремлевском Успенском соборе в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы. Именно к этому событию вековой давности было приурочено открытие очередного Архиерейского Собора РПЦ 29 ноября 2017 г.
О будущем Патриархе в народе говорили, что он должен быть "самым умным, самым строгим и самым добрым из иерархов Русской Православной Церкви". После четырех туров голосования Собор избрал кандидатами на Первосвятительский престол архиепископа Харьковского Антония, архиепископа Новгородского Арсения и митрополита Московского Тихона. Чаша сия досталась святителю Тихону, который во всем полагался на волю Божию. Не стремясь к Патриаршеству, он готов был принять на себя этот крестный подвиг, если Господь призовет его.
И вот сегодня к началу Архиерейского Собора Русской православной Церкви в Храм Христа Спасителя из Донского ставропагиального (находящегося в прямом подчинении Патриарху) мужского монастыря привезли честные мощи святителя Тихона. Перед мощами святителя Тихона Патриарх Кирилл совершил молебное пение на открытие Архиерейского Собора в присутствии духовенства и мирян. В приветственной речи Патриарх Кирилл отметил, что перед мощами святителя Тихона мы все укрепляемся в вере и духовно исправляем себя. Церковь вне времени и вне пространства. Церковь – это присутствие Божественного Царства на земле. И это вхождение под своды храма святителя Тихона, закончившего жизнь так тяжело, а затем распятого историей и как будто даже вычеркнутого из нее, мы торжественно встречаем в преддверие юбилейной даты.
Буду страдать со своим народом
Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) родился 31 января (по новому стилю) 1865 года. В городе Торопце Псковской губернии в семье священника. Он окончил Псковскую семинарию и Петербургскую духовную академию. Примечательно, что уже тогда в семинарии Василия Булавина называли «Архиереем», а в академии «Патриархом», словно предвидя его будущее служение. После академии он три с половиной года преподавал догматику, нравственное богословие и французский язык в псковской духовной семинарии. В 1891 году молодой учитель принял постриг с именем святителя Тихона Задонского. В последующее десятилетие он упорядочил жизнь православных приходов в Соединенных Штатах и на Аляске, воздвигнул новые храмы, и среди них – кафедральный собор во имя святителя и чудотворца Николая в Нью-Йорке. В Соединенных Штатах за Преосвященным закрепилась слава подлинного апостола Православия. При нем впервые в Америке начинают знакомиться и сближаться с Православием христиане других конфессий. В 1914 году церковное начальство назначило его архиепископом Виленским и Литовским, в июле 1917-го архиепископ Тихон избирается на Московскую кафедру с возведением в сан митрополита.
Через несколько месяцев на открывшемся церковном пути в качестве Патриарха у него начали возникать серьезные трудности. Прежде всего, пришлось решать вопрос об отношениях с советской властью, враждебно относящейся к церкви. В первом обращении к всероссийской пастве Патриарх Тихон характеризовал переживаемую страной эпоху как «годину гнева Божия». В 1921 году, когда наступил голод в результате гражданской войны, Патриарх Тихон организовал Комитет помощи голодающим и издал обращение ко всем народам вселенной. Комитет собрал большие средства и во многом облегчил положение многих людей. Патриарх Тихон вызывал ненависть у представителей новой власти. Его, то заключали в тюрьму, то содержали под «домашним арестом» в московском Донском монастыре. Жизнь Патриарха была все время под угрозой: трижды на него совершались покушения, но он безбоязненно выезжал для совершения богослужений в различные храмы. Когда власти предложили ему уехать за границу, он ответил: «Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со своим народом, и исполнять свой долг до положенного Богом предела». Патриарх Тихон скончался 25 марта 1925 года при неясных обстоятельствах. Есть предположения, что он был отравлен. В 1989 году, в год 400-летнего установления Патриаршества в России, Святейший Патриарх Тихон был прославлен Русской Православной Церковью.
От 7 января 1925 года сохранился документ, известный как завещание Патриарха Тихона: «В годы гражданской разрухи, по воле Божией, без которой в мире ничего не совершается, - писал он, - во главе Русского государства стала Советская власть. Не погрешая против нашей веры и Церкви, не допуская никаких компромиссов и уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работать на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем…»
Печальный юбилей
На торжественном открытии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в Зале Церковных Соборов Патриарх Кирилл выступил с докладом, на котором могли присутствовать представители российских и иностранных СМИ. Приведу небольшой, но самый значимый по актуальности фрагмент из сказанного Его Святейшеством Патриархом Кириллом:
- В этом году мы вспоминаем начало, ровно век тому назад, гонений на Русскую Православную Церковь, которая в XX веке явила миру сонм мучеников и исповедников, чья кровь, по определению древнего апологета Тертуллиана, является «семенем христианства».
Главное сокровище и наследие, переданное нам новомучениками и исповедниками Церкви Русской, - это их любовь к Христу и ближним. Ради которых они положили свою душу (ср. Ин. 15, 13). Мы живем сегодня в совсем других условиях, намного более благоприятных. Но мы призваны следовать примеру новомучеников в их деятельной любви к Богу и людям. Наша любовь к ним должна выражаться в сохранении живого свидетельства об их подвиге.
Столетие начала гонений неразрывно связано с печальным юбилеем революций 1917 года и начала гражданской войны. Эта тема неоднократно обсуждалась на протяжении всего XXвека. Главный урок трагических испытаний прошлого века пророчески предвосхитил святитель Московский Тихон в проповеди на гражданское новолетие 1918 года: «Минувший год был годом строительства Российской Державы. Но, увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт Вавилонского строительства? Возри, Господи, как мы унижены и есть ли болезнь, как наша, какая постигла нас. И вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское государство. Успеха не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге, без Которого ничего доброго не может быть сделано, пока не обратимся к Нему, всем сердцем и всем помышлением своим. Мы, члены Церкви, призваны свидетельствовать о том, что бессмысленно строить жизнь человека и общества без Бога. Противостоять подобным умонастроениям мы сможем только в том случае, если будем хранить в своих сердцах живую искреннюю веру – веру, которая действует любовью. Такая вера будет нашим постоянным исповеданием Христа Спасителя и основанием наших повседневных дел, выходящих за пределы исполнения обрядовых обычаев.
Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора