В этом году парад премьер на Симоновской сцене Театра Вахтангова завершил спектакль «СТЕФАН ЦВЕЙГ. НОВЕЛЛЫ». В него вошли четыре новеллы «Лепорелла» (Гульназ Балпеисова), «Принуждение» (Анатолий Шульев), «Незримая коллекция» (Владимир Бельдиян), «Шахматная новелла» (Хуго Эрикссен). Новеллы Стефана Цвейга популярны во всем мире, Однако молодое поколение русских читателей мало знает этого автора. Идея Римаса Туминаса – ставить классику на Симоновской сцене – поспособствует ее популяризации.
Стефан Цвейг был большим мастером новеллы. Каждая из них, полная сильных переживаний героев, закольцована началом и концом. Во всех цвейговских новеллах есть персонаж, одержимый одной идеей. Это, может быть, страстная любовь, коллекционирование, совершенствование себя в каком-то деле, самоотверженность. Но, в конечном итоге, эта всепоглощающая идея доводит человека до полного изнеможения, абсурда, психического расстройства и даже гибели.
Спектакль создавался как альманах. Перед режиссерами стояла задача проследить историю XX века, который принес человечеству две мировые войны с колоссальным, невиданным доселе числом жертв. В трех выбранных режиссерами новеллах война, так или иначе, присутствует. Если даже она не пришла в конкретный дом, то ее отзвуки слышны за окном. Гульназ Балпеисова подчеркнула: - Я искала интересную судьбу. Не умею соприкасаться с войной. Мне необходима семейная драма. Я отвечаю за любовь. Поэтому выбрала «Лепореллу». Общеизвестно, что мир любит сказки со счастливым концом, в которых любовь преображает человека. Но как насчет чудовищных деяний во имя любви? В новелле «Принуждение», которую поставил Анатолий Шульев, тема войны звучит во весь голос. Художник Фердинанд Р. с женой исполнили мечту всей жизни, купив домик в Швейцарии: любимая работа, лучшее время и место, чтобы творить и воспитывать детей. Но внезапно начинается первая мировая война. Она захватывает все новые и новые территории. Художник получает повестку. Жена бьется в истерике. Что делать? Скрыться или идти убивать таких же несчастных, попавших в водоворот, наполненный кровью?
По-своему, война приходит и в дом слепого коллекционера из новеллы «Незримая коллекция», постановку которой осуществил Владимир Бельдиян. В разоренной и нищей Германии после первой мировой войны люди находятся в бедственном положении. Глава семейства собрал уникальную коллекцию гравюр Рембрандта, Доре и других художников. Члены семьи, пользуясь его слепотой, распродают их, чтобы не умереть с голоду. Когда приходит в дом антиквар, кстати, с желтой звездой на пиджаке, то смотрит, восторгаясь, на пустые листы, вставленные в рамки. И, наконец, «Шахматная новелла» Хуго Эрикссена. Это последний художественный текст, созданный Цвейгом. Он писал; «Золотой век сменился эпохой торжествующего нацизма, по Европе расползается «черная чума». Герой новеллы, еврей по национальности, попадает во время уже второй мировой войны в тюрьму и там, украв учебник, блистательно овладевает игрой в шахматы. После войны он зарекается садиться за шахматный стол. Но однажды, поддавшись на уговоры, играет с известным профессиональным шахматистом. Ему удается выиграть одну партию. Но после перерыва, оказавшись в плену тяжелых воспоминаний, связанных с шахматами в заключении, впадает в нервное возбуждение, грозящее приступом.
Режиссерам удалось представить зрителю разностороннюю панораму жизни людей, живших в невероятно тяжелые времена. Спектакль получился очень насыщенным. Он дает богатую пищу для размышления о судьбе мира, где мы все вместе плывем в одной лодке. Все актеры, участвовавшие в постановке этого спектакля, играли увлеченно и с большой самоотдачей. Текст, что называется, обязывал. Цвейг никого не оставил равнодушным. Но особенно хочется отметить игру главных действующих лиц этих новелл - заслуженного артиста России Игоря Карташева и Марию Бердинских, Василия Симонова и Ольгу Немогай, заслуженного артиста России Олега Форостенко и Эльдара Трамова, Дмитрия Соломыкина и Александра Галочкина.
Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора