На Новой сцене Театра имени Евгения Вахтангова прошел традиционный сбор труппы. Открытие 98-го сезона началось с показа документального кино, в живой и неофициальной манере напомнившего о достижениях сезона предыдущего. По общему признанию, 97-й оказался исключительно насыщенным. На нескольких сценах прошли 13 премьер, в том числе "Любовь у трона", "Вечер шутов", "Юбилей", "В ожидании Годо", "Фрида. Жизнь в цвете". На экране перед переполненным залом предстал целый видеоряд прошедших гастролей

 

 Учиться вкусу 

(Россия, Белоруссия, Литва, Великобритания, Италия, Хорватия, Китай). И кадры, возвращающие к центральному событию сезона, происходившего на московской земле, - открытию Симоновской сцены. По замыслу художественного руководителя Вахтанговского театра Римаса Туминаса репертуар этой сцены должен основываться на литературной классике мирового уровня. И уже снискавшие успех у зрителей и критики спектакли "Очарованный странник", "Бовари", Стефан Цвейг. Новеллы" подтвердили плодотворность идеи.

Директор театра Кирилл Крок привел красноречивые цифры: в сезоне 2017-2018 было сыграно 832 спектакля, из них в новом сценическом пространстве - 105. Более 12 тысяч зрителей посетили мероприятия, проходившие в Арт-кафе (одна из новых площадок театра). Около двух тысяч стали участниками проводимых вахтанговцами экскурсий. Кстати, сейчас в экспозиционном зале открыта новая выставка "Мемориальный кабинет Бориса Щукина". Она в деталях знакомит с тем, что окружало выдающегося артиста, давало ему силы и вдохновение: любимые картины и книги, патефон и пластинки, фотографии и рабочие материалы. Экспонаты переданы в дар театру Галиной Ремизовой.

- Оглядываясь назад, даже не верится, что мы все это сделали и пережили. Хочу особенно поблагодарить за гастрольную деятельность,- сказал директор театра. - За ваш труд. За то, как стоически переносили перелеты, погоду, смену часовых поясов... Поздравляю коллектив с небывалым урожаем наград. Они будут вручены в торжественной обстановке в Большом театре или в Кремле. Но сегодня уже можно огласить: орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени отмечена Людмила Максакова, Орденом дружбы народов - Владимир Симонов, благодарностью президента Российской Федерации Владимира Путина - Ирина Купченко.

Прошлый сезон также принес немало приятных новостей: среди удостоенных почетными званиями  - Александр Рыщенков (заслуженный артист РФ), Виктор Добронравов (заслуженный артист РФ), Максим Обрезков (заслуженный художник РФ) и Кирилл Крок (заслуженный работник культуры РФ). На церемонии "Ника" в 2018 году премию имени Эльдара Рязанова "За честь и достоинство" получил всенародно любимый Владимир Этуш.

О ближайших планах рассказал Римас Туминас. В ноябре на Новой сцене планируется премьера "Брюсов переулок" в постановке Андрея Максимова (фантазия на темы произведений одного из ярчайших представителей Серебряного века). Нынешней осенью итальянский режиссер Лука де Фуско приступает к репетициям спектакля по пьесе Эдуардо де Филиппо "Суббота, воскресенье, понедельник". 

Обычно в оценке ведущих театров фигурируют звучные эпитеты и превосходные степени, но очень редко идет речь о таких "негромких"  и тесно связанных между собой качествах, как вкус и стиль. Во второй части выступления художественный руководитель обратился именно к ним. И призвал в соавторы своего фактически эссе одного великого скульптора, апологета безупречности в искусстве: - Роден говорил, что стиль есть тогда, когда о нем забываешь, сосредоточившись на сюжете, на чувствах. Искусство начинается тогда, когда в нем есть визуальная точность. Нам постоянно нужно учиться вкусу, не снижать уровень высокого стиля. В нашей работе очень важно достичь порядка, то есть гармонизации себя как мироздания, своего малого космоса.

15 сентября 98-й сезон открылся премьерой спектакля по пьесе драматурга Дидье Карона "Фальшивая нота", поставленного Римасом Туминасом. Его и можно привести в качестве примера, как эти постулаты воплощаются на сцене.

  Побеждает великодушие

Из истории вопроса. Все началось с предложения Геннадия Хазанова. А еще раньше ему самому сделали предложение: переводчики Ирина Прохорова и Александр Браиловский принесли пьесу одного из лучших театральных писателей Франции Дидье Карона "Фальшивая нота" и поделились мечтой - как здорово было бы поставить ее в театре Эстрады. Геннадий Викторович решил, что место постановке в Вахтанговском театре. Причем с его участием, так как одну из двух главных ролей (второстепенных в ней попросту нет) присмотрел для себя. И оказался прав, полное попадание. Римас Туминас идею принял, и вскоре начались репетиции. Второго героя камерной исповедальной истории сыграл Алексей Гуськов. Этого дуэта достаточно, чтобы держать зрителя в напряжении весь спектакль. Постановка Римаса Туминаса, режиссер Алексей Кузнецов, сценография Адомаса Яцовскиса, художник по костюмам Максим Обрезков, музыка Фаустаса Латенаса.

Швейцария, вторая половина 1980-х. За кулисами после концерта симфонического оркестра встречаются дирижер Миллер (А.Гуськов) и его почитатель Динкель (Г.Хазанов). Первый - безумно талантливый, знающий себе цену, самовлюбленный, авторитарный даже в собственной семье. Второй - какой-то нелепый, наверное, неудачник по жизни, робкий, чуть ли не шаркающий ножкой. Смиренно просит автограф, по-детски ему радуется. Через какое-то время он преобразится, распрямит спину, сгонит с лица умильное выражение. Он не проситель, он мститель за совершенное Миллером в молодости преступление.

Детективная интрига не предполагает прямолинейности сюжета. Обвинитель и обвиняемый будут несколько раз меняться местами. У Динкеля тоже свои серьезные нарушения заповедей. Против него тоже есть что предъявить. Главное, что не восторжествовало ветхозаветное "око за око". И, в конце концов, побеждает великодушие, которое так трудно пробивает себе дорогу в сегодняшнем мире.

- Каждый человек приходит на эту землю со своим инструментом - размышляет Алексей Гуськов. - Далеко не всегда оркестр играет красивую мелодию. Если мой герой покается, он будет играть гениально, без единой фальшивой ноты. Наш спектакль о поиске гармонии и необходимости "подлатать" мир.

Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова-Никабадзе

Яндекс.Метрика