100-летний сезон Московский Академический музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко  (МАМТ) открыл оперой Сергея Прокофьева «Война и мир» по одноименному роману Л.Н. Толстого. Либретто написал композитор в соавторстве с Мирой Мендельсон-Прокофьевой. Режиссер-постановщик Александр Титель в интервью отметил, что премьера состоялась в год 200-летия войны с Наполеоном. Затем оперу показали в Китае, где ее назвали «опера-подвиг». И вот теперь, спустя 5 лет, сошлись две знаменательные даты: 

юбилей театра и 190-летие со дня рождения Льва Николаевича. В спектакле задействованы около 500 человек –  художник-постановщик Владимир Арефьев, хореограф Лариса Александрова, труппа театра, балет, приглашенные статисты «Мосфильма». Это грандиозная эпопея Толстого и самая  знаменитая опера Прокофьев. Крупная форма, как сама Россия, достойная нашего народа, его истории и Отечества. Семь картин «мира» (у Толстого  «мир» в значении отсутствия ссоры, в отличие от слова «мiр» как вселенная) и шесть картин «войны» впервые были представлены в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данчеко в 1957 году. Спектакль шел на протяжении двух вечеров: первая часть - «мир»,  вторая – «война». Сегодня с учетом все ускоряющегося темпа жизни постановка  Александра Тителя идет 3 часа 50 минут.

Вместить огромный роман Толстого в рамки одного оперного произведения было очень непросто. Тем интереснее, что над либретто к опере  Сергей Сергеевич работал сам вместе с женой Мирой Александровной Прокофьевой. (При жизни она никогда не подписывалась двойной фамилией). Работа была проделана колоссальная. Для постановки этой оперы театру необходима полная мобилизация всех творческих  и технических ресурсов. В «Войне и мире» 13 картин, почти 50 поименных персонажей. Место действие варьируется от дачного балкона, бального зала до Бородинского поля. Все отмечают, что получился настоящий шедевр.

- Когда мы начали подготовку, - рассказал главный дирижер театра Феликс Коробов, - мы думали, что же сократить. И приняли решение, что, все, что касается мира, мы оставляем. А то, что касалось войны, сократили по принципу: убирали там, где мы хвалим себя, и оставляли там, где соперники хвалят нас.

Дуэт Дмитрия Зуева (князь Андрей Болконский) и Елены Гусевой (Наташа Ростова) гармоничен в первой же сцене в Отрадном, когда Болконский случайно через открытое окно слышит монолог Наташи перед Соней. Наташа пленяет его своим желанием жить полно, ярко и даже взахлеб. Можно сказать, что юная девочка, Наташа Ростова, оказывается центром «вселенной» в романе Толстого, все переплетается и так или иначе связано с ее поступками, мыслями, чувствами. Николай Ерохин (Пьер Безухов) – ветеран оперы "Война и мир", в 2012 году он уже исполнял эту партию. И снова был введен в состав, поскольку в Пьере редкостным образом сочетаются и молодость, и зрелость. Артист соответствует этому имиджу. Сюжет много линейный, сложный для оперы, где мы привыкли к простому и даже, пожалуй, примитивному содержанию. Но русская опера, основанная на классических произведениях, всегда несет глубокое содержание.

Второй акт – война. Массовка солдат в исторических костюмах не оставляет равнодушным никого. Подъем занавеса перед второй частью сопровождался оглушительными аплодисментами. И также бурная реакция при появлении Дмитрия Ульянова (Кутузов). Это явно дань, благодарная память легендарному полководцу, имя которого вошло в анналы российской истории. Сильно впечатляет и финальное пение хора, которое удивительным образом объединило героев спектакля со зрительным залом. Думается, что для некоторых ценителей оперы «Война и мир» в постановке Александра Тителя стала одним из самых значительных музыкальных событий за последнее время.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора (1) и Сергея Родионова (2)

 

Яндекс.Метрика