- Для него я была первой женщиной, которой он отдался, - восклицает Наталья, главная героиня пьесы драматурга и режиссера Андрея Максимова «Брюсов переулок». Этот спектакль-фантазию по произведениям Валерия Брюсова очень скоро можно будет увидеть на Новой сцене театра им. Е. Вахтангова. Наталья (Ольга Тумайкина) – это русская Молль Флендерс из одноименного романа Д. Дефо. Обе авантюристки и умеют бесконечно кружить голову любовникам и воздыхателям. – Сначала я писал эту пьесу для двух актеров,

 

но по ходу действия пришлось расширить число действующих лиц.  Главное - у героев спектакля, как говорил Федор Михайлович Достоевский, нет Бога, поэтому все позволено, - подчеркнул Андрей Максимов. И действительно всеми персонажами движет эгоизм, они часто не слышат друг друга. – У меня убили мужа, - с надрывом в голосе несколько раз повторяет Наталья, но ни от кого нет никакой реакции на ее ужасающие слова. Она словно яркая беззаботная бабочка, попавшая в паутину и не знающая, как выбраться из нее. 

Сюжет простой, но дьявол, как всегда, прячется в деталях. Замужняя Наталья, никогда не любившая мужа, заводит любовника, немолодого мужчину, художника Модеста Никандровича (Игорь Карташев), который, по его словам, в проституированом теле (выражение В. Брюсова) находит то, что искал. Но ради того, чтобы испытать себя, дойти до последнего предела, убивает мужа любовницы. Мир рушится каждый раз, когда один человек убивает другого. Параллельно Наталья морочит голову влюбленному в нее молодому революционеру Володе (Юрий Поляк), до абсолютной глухоты погруженного в себя. Подпадает под ее чары и следователь (Витайлис Семеновс). В итоге Модеста Никандровича отправляют в тюрьму, Наталья получает большое наследство, 250 тысяч рублей, Володя пишет ей письмо и стреляет в себя, смертельно ранив, следователь остается с Натальей. Новая жертва? Скорее всего. – Разве я виновата, что они меня любят. В чем мой грех? – риторически вопрошает она. Вроде бы все так, кроме одного. Она сама бесконечно одинока и несчастлива. – Я проклинаю свое детство. Моя мать подкладывала меня к мужчинам. –  Вот корень зла, нанесший незабываемую травму ее душе. Отсюда,  неумение Натальи по-настоящему любить. А вместо любви – бесконечное желание мучить, мучить всех, кто приближается к ней, включая кузину Лиду (Екатерина Крамзина).

На пресс-конференции режиссеру Андрею Максимову и всем артистам был задан вопрос о ценности человеческой личности и свободе. Естественно, что каждый понимает все по-своему, нередко прямо противоположным образом:

-  Человек не может быть свободным от Бога и от любимого человека.

-  Женщина не бывает счастлива в браке, если не признает главенства мужчины.

-  Человек перестает быть ценностью.

-  С годами не хочется близко приближаться к мужчине. Пусть он будет, но на расстоянии. Мне так комфортно.            

-  Когда любишь, то хочешь сделать человека счастливым и не думаешь о своем пространстве.

-  Я только начинаю свой путь на сцене, у меня самая маленькая роль. Предпочитаю послушать других.

Можно долго рассуждать о перипетиях этой истории. Очевидно, что разобраться в человеческих поступках, отношениях, подчас под силу лишь психоаналитикам. Но что такое любовь? Некоторые из нас, дожив до седин, разуверились в ней, считая выдуманной сказкой. Вдруг вспомнилось, что в Евангелие сказано, что любовь долготерпит, не ищет своего, не раздражается, все покрывает, всему верит, все переносит и многое другое. Разве мы хоть раз пытались так любить? Кажется, недостижимый христианский идеал. Зато всегда ждем такой любви от самых близких нам людей.

Премьера спектакля состоится 1, 12, 27 декабря

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

Яндекс.Метрика