История имеет свойство повторяться. И в свете этого факта как страшное предупреждение воспринимается новый спектакль на Камерной сцене Большого театра (бывший Камерный театр им. Б.А. Покровского) «Один день Ивана Денисовича». Это опера А.Чайковского, в основе которой - одноимённая повесть А.И. Солженицына. 11 декабря исполняется 100 лет со дня рождения писателя. К этой юбилейной дате и приурочена премьера. Для миллионов читателей "Один день Ивана Денисовича" стал откровением, словом правды о ГУЛАГе, воплощенном аде в СССР. 

Написан он был в 1959-м году, но задумал его Солженицын ещё в лагере, в начале 50-х годов. Так что  рассказ (автор настаивал, что это именно рассказ, а не повесть, как было указано при первой публикации в журнале «Новый мир») во многом автобиографичный, хотя в отличие от Солженицына - тогда учителя астрономии, Иван Шухов - человек простой. Но один из эффектов лагеря в том, что он стирает все социальные различия... Иван Денисович Шухов, он же номер Щ-854 (в лагере человек лишается имени, он – просто номер), девятый год сидит в лагере. От имени героя рассказывается  об одном его дне - от побудки до отбоя. Тяготы и небольшие радости, столкновения с начальством и разговоры с товарищами по несчастью, работа и маленькие хитрости ради выживания. Происходящее в лагере сопровождается в спектакле комментариями. В 1970 Солженицыну была присуждена Нобелевская премия - в первую очередь за "Ивана Денисовича", а в 1974-м, после публикации рассказа "Архипелаг ГУЛАГ» на Западе, Солженицына выслали из России и лишили гражданства.

Премьерными спектаклями дирижирует сын Александра Исаевича, Игнат. - Отец был убеждён, что вернётся в Россию, - сказал Игнат Солженицын перед генеральной репетицией. - Как он сам говорил:«Я не могу этого объяснить, сам понимаю, что это нелогично, но я верю, что я вернусь не только своими книгами. Это понятно. Но когда-нибудь я вернусь и физически». Это было интуитивное ощущение, а он всю жизнь ценил роль интуиции, которая куда-то нас ведет, о чем-то нам ведает, если к ней прислушаться.

За несколько месяцев до кончины А.И. Солженицын дал разрешение на создание этого спектакля. Идея создания оперы на сюжет «Ивана Денисовича» исходила от режиссёра Георгия Исаакяна, в то время художественного руководителя  Пермского театра, где опера впервые увидела свет рампы. В письме к Александру Исаевичу, Исаакян, в частности, отмечал: - Пермь – одно из самых крупных ответвлений «архипелага», где и поныне большой кусок территории – полуразрушенные лагеря… -  Композитор Александр Чайковский вспоминал, как «потрясающе» встретили это произведение в Перми: -  Приём был сумасшедший. Понимаете, это место, где ещё огромное количество людей пострадавших, бывших заключенных, тех, кто сидел, как наш герой. Или их родственников. И спектакль этот для людей, которые приходили, стал именно откровением, многие рыдали. -  Впоследствии эту постановку увидели и москвичи на национальном фестивале «Золотая маска».

И вот, символично, в сотнях метров от могущественной Лубянки - вторая постановка. Как рефрен звучит ее важная и ужасающая мысль: ТАКОЕ МОЖЕТ БЫТЬ С КАЖДЫМ. Это особенно актуально в свете происходящего сегодня. Некоторые наши сограждане не боятся высказывать недовольство. Причин немало: увеличение пенсионного возраста, мизерные размеры зарплат и пенсий, условия жизни (коммунальные квартиры, дома без элементарных удобств), ЖКХ, система образования, здравоохранение, чудовищное социальное расслоение… Но свою историю необходимо знать во всех ракурсах. Ведь говорят, что бывает, когда история повторяется.

- Если мы не осознаем своё прошлое, не сделаем его частью себя, мы не сможем двигаться в будущее. Мы не ставили перед собой цель расставить оценки, и поставить кому-то двойку. Нашей задачей было осознать ту боль, которая есть в нас. Мне кажется именно это - главное в этом спектакле. А театры, сцены, декорации, костюмы всё это не так важно, - убеждён режиссёр Георгий Исаакян.

При всей общественной значимости постановки "Один день Ивана Денисовича" необходимо отметить, что исполнение ролей было на  высшем уровне и достойно отвечало замыслу и традициям, заложенным основателем театра Б.А. Покровским. Хороши и солисты, и хор, и оркестр под управлением Игната Солженицына, специально приехавшего в Москву, чтобы отметить 100-летие со дня рождения своего великого отца.

Наталия Викторова, фото Владимир Майоров 

Премьерные спектакли состоятся 9, 10, 11, 12 и 13 декабря 2018 г.

Яндекс.Метрика