- Для меня большая честь, что этот спектакль входит в репертуар Театра имени Вахтангова, - сказал Лука де Фуско, режиссер комедии Эдуардо де Филиппо «Суббота, воскресенье, понедельник» (Перевод – Аля Ковьель). –  Поставить один из шедевров неаполитанского театра с русскими актерами – это большой вызов. - В постановке звучит великая музыка генуэзца Никколо Паганини, который утверждал, «нужно сильно чувствовать, чтобы заставить чувствовать других». На протяжении трех дней герои пьесы конфликтуют, ревнуют, мирятся, объясняются в любви.

Страсти кипят. Зрители сопереживают или просто наблюдают. Но, в конце концов, наступает «happy end», как и полагается в комедии. Хотя, как известно, бывает оптимистическая трагедия и комедия сквозь слезы. В нашем случае жизнь – это театр, театр – отстраненная жизнь, помогающая посмотреть на себя в схожих ситуациях со стороны. В этой пьесе многим есть, что примерить на себя.

Главные роли исполняют народные артисты России Евгений Князев (Пеппино Приоре) и Ирина Купченко (Роза, его жена). Дон Пеппино с раздражением, иногда гневом: «Пусть все знают, что моя жена относится ко мне, как пустому месту. Четыре месяца она разговаривает со мной сквозь зубы. Все говорят о том, что наш семейный корабль дал течь. Я как дурак смотрю и наблюдаю эту любовную интрижку». Донна Роза в отчаянии: «Подарки: брошь, цепь... А дальше равнодушие. Мне ничего не надо, что напоминало бы мне о том, что я родила детей от тебя». Когда она бросает мужу драгоценности, на улице идет гроза. Природа бунтует вместе с ней.

Роза и Пеппино – два конфликтных мира, как это бывает нередко между супругами. Когда вырастают дети, когда страсти ослабевают… Что остается? Иногда ничего, кроме обид, претензий. Нужна встряска, чтобы по-новому посмотреть друг на друга и понять, что роднее и ближе никого в целом мире нет и уже не будет. К счастью, героям пьесы это удается, и гармония мира в одной маленькой частичке сохраняется.

Эдуардо де Филиппо был удивительно плодовит, написал более 50 пьес. Он всегда сам их ставил и даже играл главные роли. Абсолютно театральный человек. «Суббота, воскресенье, понедельник» была написана 60 лет назад. Премьера спектакля приурочена к круглой дате. Это любимая пьеса режиссера Луки де Фуско. По его мнению, текст пьесы обладает расплывчатым чеховским послевкусием, так как он рассказывает о маленьких завистниках, маленьких обидах, которые становятся весомыми в условиях атмосферы напряженности в семье. Гротеск, эффект «театра в театре» связывает русскую и неаполитанскую культуру.

Ася Князева выступила в роли Джульянеллы, дочери Розы и Пеппино. Почему эта роль досталась Асе? Не оказал ли влияние авторитет ее отца Евгения  Князева? Лука де Фуско ответил, что самостоятельно  выбрал на эту роль молодую актрису. –  Она подходит по всем параметрам. Плюс довольно хорошо владеет итальянским языком.

На пресс-конференции об интереснейшем, но трудном опыте работы с иностранным режиссером говорили Евгений Князев, Ирина Купченко, Рубен Симонов, Анна Дубровская, Сергей Пинегин. Это совершенно новая, иная манера. Нельзя было поменять ни одного слова и даже запятую. Здесь другой психофизический взгляд, все открыто, все быстро. Итальянцы по-настоящему демократичны. Во время репетиций сложилась семейная атмосфера среди участников спектакля. Очень бы хотелось, чтобы связь с неаполитанским театром не прекращалась.

Подводя черту, Лука де Фуско пояснил: - Мой режиссерский стиль тяготеет к ситуациям сюрреалистической драматургии, которые меняют оттенки текста. В этом случае я предпочел ограничиться легким прикосновением к тексту, позволяя Эдуардо говорить своим языком и авторскими ремарками, дабы оставить для русской публики шедевр в чистом виде, с которым, надеюсь, она познакомится с радостью. Я бы хотел поблагодарить Римаса Туминаса, который нас поддерживал. Спасибо вам, Римас Владимирович!

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора 

Яндекс.Метрика