Пасхальный фестиваль-2019 представил многообразную хоровую программу на различных площадках, включая храмы. В Концертном зале им. П.И. Чайковского состоялся гала-концерт, в котором участвовали коллективы из Белоруссии, Швеции, Литвы, Чехии, Болгарии и Венгрии. А в Соборной палате Свято-Тихоновского государственного университета мужской хор «Древнерусский распев" (Москва) под руководством Анатолия Гринденко исполнил произведения XYI, XYII веков и написанные в наши дни.

Репертуар хорового гала-концерта Пасхального фестиваля всегда впечатляет зрителей самым ценным в этом искусстве – разнообразием национального колорита. В этом году удивительный вокальный ансамбль «Акусто» (Литва) под руководством Кястутиса Якелюнаса исполнил различные произведения cappella. Цель ансамбля – развитие современного подхода  к музыкальным произведениям эпохи Ренессанса и барокко. В каждом исполненном произведении «Акусто» была изюминка, воспринимаемая с большим восторгом публикой. Участники хора постоянно меняли свое расположение на сцене и в зрительном зале. Как бы играли со звуком, который благодаря перестановкам воспринимался по-разному. Болгарский хор «Драгостин Фолк Национал» состоит из девушек без возраста. Некоторым за 60… По старой болгарской традиции считается, что пение дело женское. Они исполнили «Верские песни», в основе которых тексты молитв в интерпретации Стефана Драгостинова. Шведский мужской хор «Сванхольм Сингерс» под руководством Софии Седерберг уникален. За 20 лет своего существования он стал одним из ключевых коллективов Королевства Швеции. Основу их репертуара составляет скандинавская и балтийская хоровая музыка. Женское руководство чисто мужским хором воспринимается  немного необычно, но в достигшей гендерного равноправия Швеции говорят, «мужчина тоже человек».

Мужской хор «Древнерусский распев» исполнил «Да молчит всякая плоть», «Рождество Твое, Христе Боже наш», «На реках Вавилонских», «Плач Адама». Также звучали грузинское пение, строчное многоголосие, знаменный, византийский распевы, партесное  пение(переменное многоголосие).  Как известно, знаменный распев – основа русской музыкальной культуры. Из этих глубин исторической Руси выросла русская опера. Первая мысль, которая посещает, что эту музыку надо слушать как лекарство. Кстати, это почти незнакомое современному человеку пение сродни колокольному звону. И оно совсем не похоже на наше приходское пение. То, что мы поем сегодня в церквах, пришло к нам из Италии, через Польшу, в эпоху патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Венецианский стиль. Увлечение Европой – это внешняя форма, красивая мелодия,  взамен глубинного смысла, то есть стояния в вере.

Дирижер и художественный руководитель хора Анатолий Гринденко, размышляя об этом, провел аналогию между живописью и иконописью. Живописное полотно на религиозную тему может волновать, даже потрясать, но икона строит человека, открывая ему окно в иную реальность. Древние распевы для нас сегодня - иная реальность в полном смысле слова. Традиция истинного покаяния в звуке и образе насильственно была прекращена в XVII веке. Апокалипсис переживали разные поколения до нас, но мы знаем, как неоднозначно может звучать даже в безбожное время духовная музыка Георгия Свиридова и других композиторов. Новый шаг в сторону Света.

Марфа Зубкова, Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы фестиваля  

Яндекс.Метрика