На разных площадках столицы прошел 5-й Московский еврейский кинофестиваль (МЕКФ). Именно еврейский, а не израильский. Свои работы показали еврейские кинодеятели из Великобритании, США, Италии, Израиля, Германии, Франции, Латвии, Португалии, Австрии, России, Беларуси, Эфиопии, Швеции, Канады. И это удивительно, потому что не страна заявляет о своих достижениях в искусстве кино, но отдельная нация, тем самым, акцентируя на себе внимание. Например, член жюри фестиваля Дмитрий Астрахан – хороший режиссер…  

Нет! Очень хороший! И вдруг зачем-то он заявил, выступая на церемонии открытия, что когда учился в школе, «а тогда, помните, в классном журнале напротив фамилии ученика писали его национальность, и вот учитель прочитал всем, что Астрахан - еврей и класс замер…». Не поняла. Зачем давно признанному мастеру сочинять небылицы? Никаких отметок о национальности учеников в классных журналах не было. Но евреи любят шутить, так может это была просто шутка Астрахана на еврейскую тему? Илья Эренбург, в свое время, сравнивал евреев с солью и перцем для той нации, среди которой они живут. И в то же время он обращал внимание на то, что там, где присутствуют только соль и перец… В общем, вы догадались, что это будет за блюдо. Остается сказать, что обостренное чувство своей национальности присутствовало в каждом фильме, который удалось посмотреть. Признаюсь, это самый удивительный кинофестиваль из тех, на которых я побывала. Но лучше рассказать о том, что увидела.

                                       ХАЙЛИ ЛАЙКЛИ                                      

Под рубрикой «Альтернативная история» был показан полнометражный документальный фильм «Вальс Вальдхайма» (Австрия, режиссер Рут Беккерман), в котором рассказывалось о том, как евреи протестовали против избрания (в 1986 году) в президенты страны Курта Вальдхайма. Простого отношения к этому фильму быть не может. И в нем, как в капле воды, отразились все проблемы прошлого, настоящего и будущего еврейства. Позиция автора осталась до конца не понятной, вероятно, Рут Беккерман предпочла, чтобы судьями стали зрители. Так судите сами. Пока К.В. был Генеральным секретарем ООН, его фигура почему-то евреев не интересовала, а тут… Уличные протесты на улицах Вены: «Нет Вальдхайму!» и т. п. Вдруг, 40 лет спустя после окончания второй мировой войны, вспомнили, что он служил в гитлеровской армии. Да, верно. Воевал на Восточном фронте и был ранен. Вернулся на родину, поступил в высшее учебное заведение. Потом служил в разведке. Евреи обвиняли его в кровавых преступлениях против мирного населения Югославии. Подключен к обвинениям был весь мир – США, Всемирный еврейский конгресс, его председатель потрясал некими документами, свидетельствующими о преступлениях К.В., которому ставилось в вину, что он скрыл факт своего жуткого преступления, баллотируясь, в президенты страны.

Журналисты задавали убийственные вопросы. Вальдхайм все отрицал. Но что любопытно, что бы евреи не говорили о недоверии к К.В., тем не менее всегда звучала оговорка: «возможно», «со всей вероятностью», «мы не можем утверждать»…, что на фоне современных политических событий в мире звучит известным образом: «хайли лайкли» (весьма вероятно) и уже – внимание! - не вызывает доверия к обвинителям. Сын Вальдхайма взялся защищать отца на слушаниях в Еврейском конгрессе, но очевидно, что его не особенно хотят слушать. Задавая вопрос, перебивают, чтобы выгодно передернуть его слова, агрессивно навязывают свою точку зрения и откровенно психологически давят принять ее. О, это навязшее на зубах слово: «технологии»! Полтора часа технологий – букварь для внимательного кинозрителя. Время от времени в кадре возникает улица, спорящая толпа. «Зачем вы пошли за Гитлером?» - спрашивает у пожилой дамы некто, протестующий против К.В. Та, пережившая ужасы войны, отвечает: «У нас была безработица! Мы бы за чертом лысым пошли! Что же ваш Ротшильд нам не помог тогда? Не было бы никакого Гитлера!». В общем, Вальдхайма австрийский народ выбрал-таки себе в президенты. А еврейский конгресс, не сумев привлечь К.В. к судебной ответственности за неимением фактов преступления, все-таки возложил на него моральную ответственность и включил в свой черный список наравне с Фиделем Кастро и Ким Ир Сеном. Очень странный фильм и никак не тянет на альтернативную историю. Что же, Курт Вальдхайм не должен был служить в армии СС? Но тогда его бы убили, а семью сослали бы в концлагерь.

Курцио Малапарте, к примеру, обедал за одним столом с Герингом и потом написал такую обвинительную книгу («Капут»), от которой - мороз по коже. Зададимся вопросом: несет ли писатель и военный корреспондент Курцио Малапарте моральную ответственность за то, что был вхож на самые верхи нацистского общества во время второй мировой? Думаю, у начитанного зрителя, а уж тем более хорошо знающего историю, возникло в голове немало спорных ассоциаций. И наверное, легко быть безапеляционным тому, кто не жил тогда, в годы войны, не испытал нужды, голода, страха, принуждения и моральных страданий, когда нет выбора…

                             АВТОРСКОЕ КИНО

Не менее странный фильм был показан в открытие фестиваля, называется «В прах» (США, режиссер Шон Снайдер). У одного хасида умерла жена. Он не может успокоиться и все думает, что там с ее телом... Снится ему сон, как ноготь на большом пальце руки у нее отслаивается, а потом разлагается и сам палец - показано крупным планом. И идет хасид к ученому, и просит объяснить... И тот объясняет все про разложение на примере гниющего поросенка... Фильм обозначен, как комедия. Досмотреть его мочи не было. На другой день случайно, на следующем просмотре, подслушала разговор двух зрителей, не только досмотревших фильм до конца, но и оставшихся на обсуждение. «Вы что-нибудь поняли?» - вот, что я услышала. То есть ясности не было даже после обсуждения. Но смысл вроде бы такой, что хасид все волновался о теле и душе умершей и все ее перезахоранивал в разных местах и, наконец, когда он похоронил ее в «правильной» земле, тогда только успокоился. Не знаю, право, что тут смешного. Возможно, высмеяны некоторые религиозные аспекты, понятные только хасидам, все-таки режиссер фильма обладает степенью бакалавра религиоведения в Гарварде. Ну, тогда это авторское кино и не для всех.

В программе было много художественных короткометражек – этакие арабески на разные темы. Очень смешной фильм «Двойное свидание» (Канада, режиссер Джейми Элман), о том, как еврейская девушка, желая создать настоящую еврейскую семью, встречается с кандидатами на роль мужа. Она приходит на встречу с длиннющим списком вопросов, на которые хочет получить ответы. О любви речи нет. Девушка умная, состоятельная, кандидаты – фрилансеры, т. е. без определенных занятий люди. Уморительные диалоги свидетельствуют о кризисе иудейской жизни, о смене социальных ролей в еврейском обществе.  Другой фильм «На его месте» (Израиль, режиссер Офир Фельдман) весь соткан из тонких человеческих чувств, полутонов и недосказанностей и все это вместе рисует сюжет, который мог бы произойти в любой другой стране мира, независимо от национальной принадлежности его режиссера и той религии, которую исповедуют его герои. Любовь настоящая, искренняя, бескорыстная и безотчетная преображает людей. К слову сказать, тут обращает на себя внимание такой факт: еврейская девушка вышла замуж за араба и он, и их общие дети, остались жить под одной крышей с родителями жены - евреями. Значит и такое возможно в современном Израиле. 

                                    В ПОИСКАХ ОБЩЕГО ЯЗЫКА

Хотелось бы отметить фильм «Надежда умирает последней» (Великобритания, режиссер Бен Прайс). Сюжет лаконичен до предела. Заключенный бреет затылок Рудольфу Хессу, коменданту Освенцима (актеры Тарек Слейтер и Эндрю Гроус). Теперь уже знаю: побреет и отпустит. Не убьет. А мог бы. И что мог, и такая мысль сидит в его голове – очевидно зрителю. В напряжении нас держит каждая деталь, нет ни одного проходного кадра. Взял помазок, размешивает пену, взял опасную бритву. Пауза. Лицо крупным планом. Изможденное, страдающее. Мятущеся сердце. Яркий, выразительный, сильный фильм. Актер, исполнивший роль заключенного – мастер с большой буквы и под стать ему режиссер – фантастический дуэт. Жаль, что обстоятельства помешали мне посмотреть больше фильмов. Судя по аннотациям, им свойственны философичность, новый взгляд на самих себя со стороны, отношения молодого поколения со своей ортодоксией, поиск своего места в глобальном мире и глубокая человечность. Фестиваль зарубежного кино – это всегда знакомство с народом, обычаями, нравами, отношениями в семье и к тому, что в мире происходит. Узнавая иные взгляды людей, может быть, думающих и поступающих не так как ты – это учеба, учеба человеческого общежития и возможность поиска общего языка. Языка взаимопонимания.

                                  ИТОГИ КИНОФЕСТИВАЛЯ 

На церемонии закрытия  5-го МЕКФ в кинотеатре "Космос" были награждены победители в пяти номинациях:

Лучший фильм - “Неортодокс”, режиссер Элиран Малка;

Лучший полнометражный документальный фильм - “Адвокат”, режиссер Рэйчел Ли Джонс;

Лучший короткометражный документальный фильм - “Сын моего отца”, режиссер ГиллельРейт;

Лучший короткометражный игровой фильм - “ТравелоАвив”, режиссер Самюэл Паттг Тель-и;

Приз жюри - “В прах”, режиссер Шон Снайдер.

Приз имени Якова Каллера за лучший российский фильм года на еврейскую тематику получила картина Алексея Федорченко “Война Анны”.

Впервые был вручен специальный приз “Выбор оргкомитета 5-го Московского еврейского кинофестиваля” режиссеру Нине Пэйли, автору анимационного полнометражного фильма “Седер-Мазохизм”.

Главный раввин России Берл Лазар вручил режиссеру фильма "Сефарад" Луису Исмаэлю специальный приз 5-го Московского еврейского фестиваля "За вклад в сохранение сефардской культуры и истории".

Марфа Зубкова, фото пресс-службы фестиваля

Яндекс.Метрика