14 ноября в российский прокат выходит новый фильм Андрея Кончаловского "Грех". Его мировая премьера прошла в Риме. Это большое кинополотно о нескольких годах жизни одного из самых великих мастеров Возрождения - Микеланджело. Фигуры такого масштаба имеют тенденцию превращаться в сознании потомков в некую абстракцию. Режиссер поставил целью не столько отразить творческие процессы, сколько повседневную реальность гения, его окружение. Атмосферу эпохи, ставшей революционной для человечества.

 

Прежде всего, стоит отметить: режиссер не героизировал своего героя. Он показал человека не то что на грани нервного срыва, но порой уже за гранью. В годы титанической работы над фресками Сикстинской капеллы художник был физически и морально истощен. "Боюсь, умру, не окончив свой труд. Живу, как нищий, болею. А вы столько тратите моих денег! Каждый день едите мясо", - разносит он родственников. Но сам же и поощряет их приобрести еще дом, еще участок земли. Только настойчиво повторяет: "Запишите все на имя отца, на имя отца".

Хотя заказчики и тем более инквизиторы с их девизом "Инквизиция не верит никому" в курсе регулярно завышенных трат из выделенных на рабочие материалы средств. Однако куда деться? Такой великий он один... Микеланджело приходится пережить внезапную смерть Папы Юлия IIиз рода делла Ровере и получить новый заказ от Папы Льва X из враждебного рода Медичи, фактически перечеркивающий прежние (еще не выполненные) договоренности. Сложный нравственный выбор. В сюжете немалое внимание уделяется деловой стороне: отчетам о тратах, контрактам, долговым обязательствам и т.п. Но вся эта арифметика просто необходима. Даже тот, чье творчество считалось божественным, не мог творить из ничего и ничего за работу не получать.

В Риме, где многие называют художника чокнутым, он страдает. Все не так: плохая фасоль, плохое вино, плохой воздух. Флоренцию не жалует тоже: "Флоренция, ты шлюха! Ты губишь тех, кто пытается тебя спасти". Он производит впечатление мизантропа. Правда, своих учеников любит. Одному прощает предательство, другому оплачивает свадьбу. И еще основополагающая черта. Отчаянно боится ада и носит этот ад в душе: "И правит жизнью грех мой, а не я...". Невольно начинаешь ему сочувствовать.

На пресс-конференции, состоявшейся в ТАСС, один журналист спросил, какой грех так тяготил Микеланджело, признававшегося в желании быть камнем, только бы не жить. В самом деле, какой? Сребролюбие, гнев (на того же отца) или еще что-то? Андрей Сергеевич подчеркнуто не дал прямого ответа. И высказался в том смысле, что каждый зритель имеет право делать собственные выводы.

- Мне представляется крайне важным любить человека, о котором делаешь фильм. И суметь передать эту любовь зрителям, - сказал Андрей Сергеевич Кончаловский.

В статье, посвященной "Греху", режиссер дал развернутую картину своего замысла и его осуществления: "Меня увлекла идея создать атмосферу Италии XVI века... Меня интересовали лица, которые Микеланджело мог видеть; еда, которую он мог есть; запахи, которые приносил ветер через распахнутые двери его мастерской. Мне хотелось поперхнуться куском соленой трески, пощупать шершавую поверхность куска каррарского мрамора, обжечь руки о грубый канат... В поисках аутентичных типажей рабочих мраморных каменоломен мы сразу же отправились в Каррару. Подобно классикам неореализма де Сика и Росселини, мы искали лица людей из народа. Для этого пересмотрели тысячу потомственных каменотесов, прежде чем отобрали пятьдесят, которые у нас снимались".

В пресс-конференции приняли участие исполнитель главной роли Альберто Тестоне (кстати, в фильме говорят по-итальянски, идет отличный закадровый перевод на русский), продюсер Эльда Ферри и художник-постановщик Маурицио Сабатини. И все они так или иначе высказали мнение: такого фильма о Микеланджело еще никто не снимал.

Лариса Ровнянская, фото  - кадры из фильма "Грех" и Светлана Телятникова-Никабадзе (1) 

Яндекс.Метрика