На Сретенке - на малой сцене театра Маяковского – премьера, - возобновленный спектакль Миндаугаса Карбаускиса по роману Уильяма Фолкнера «Когда я умирала». Новая версия  имеет иное название - «Йокнапатофа». А в 2004 году на сцене театра Олега Табакова постановка режиссера  выходила под одноименным названием к роману. Тогда она вызвала бурное одобрение критики и собрала  сразу несколько престижных театральных премийСпектакль с новыми актерами, по заверению авторов, создавался с нуля.

 

Спектакль с новыми актерами, по заверению авторов, создавался с нуля. Наряду с артистами театра Маяковского в нем заняты  девять студентов, учащихся третьего курса ГИТИСа  -  мастерской режиссера, им отданы основные роли. Ученики оправдали доверие и с задачами справились блестяще, показав и мастерство, и неожиданную зрелость. Уильям Фолкнер считается одним из колоссов мировой литературы XX века, и  самым  американским автором Америки. В своих произведениях писатель опирался на разговорный язык своей страны и американские народные традиции, при этом  сочетал их с самым смелым европейским модернизмом и символизмом, присущих началу века. Йокнапатофа – придуманный автором и несуществующий в реальности округ на юге США в штате Миссисипи. В романе и в спектакле рассказывается история о том, как большая семья фермеров Бандренов отправляется в путь, что бы захоронить тело умершей жены и матери в её родных  краях, как она завещала. Их путь займет десять дней, и за это время с ними произойдет немало событий. В спектакле сохранена исходная структура  романа. История раскрывается через монологи героев, а вместе с ней зрителям становятся понятны и их потаенные мысли и скрытые движения души.

В оформлении спектакля главенствует скупой минимализм, но он чрезвычайно тонок и символичен (сценограф Мария Митрофанова). На фоне черных кулис, и такого же цвета задника,  выстроен длинный помост со светлым настилом. За ним, только он чуть выше, второй такой же. На каждом из них по одному излому в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Это петляющие дороги жизни и смерти, с подъемами и спусками, по ним и едет повозка. Её соберут по ходу действия тут же, составив друг за другом простые деревянные лавки, которые служили до этого еще и мебелью в доме. На них будут трястись и подпрыгивать, создавая полную иллюзию ухабистой дороги, все семеро членов семьи, с ними же, словно гоголевская панночка, восседает и мертвая Адди, она в светлой сорочке с оборками и в чепце, к которому прилеплена сзади подушечка, положенная в гроб покойнице. Адди, в исполнении студентки  Юлии Марычевой, худая и бледная,  изношенная  работой женщина. Но это никак не читается  в её осанке или внешности, актриса создает свою героиню скудностью мимики, и отсутствием ярко выраженных эмоций. Помосты  на сцене  -  еще и два берега  своенравной реки, а её бурный поток, смывающий мосты, и здесь и в романе, символ фатума. Для пущего эффекта  на сцене много и настоящей воды, которой моют полы в доме. Используют для рискованной мизансцены: артист в вертикальной плоскости крутит над головой привязанное на веревке наполненное ведро, а когда уже закрадывается сомнение, не пустое ли оно, тут-то её и плескают прямо в зрителей. Брызги разлетаются, но, к счастью, никого не задевают.

А еще на фоне черного задника возвышаются деревянные часы. Их узкий деревянный корпус наклонен, словно стрелка часов, и вместе с таким же наклонным помостом создаёт форму креста – символ мучений и страданий. Четкий ритм музыки имитирует тиканье часов. Они отсчитывают последние минуты жизни героини. Когда она умрет, свет погаснет совсем, на черном небосклоне останется  лишь  желтый светящийся циферблат. Конечно, спектакль не о смерти, он о жизни. Но о жизни тяжелой и полной парадоксов, которые и веселят и ужасают. На сцене, точно следуя замыслу писателя, полный абсурд и в поступках, и в мыслях героев. Вот в самом начале, на лавке, повернувшись спиной к зрителям, лежит, укрытая пледом, умирающая мать. Отец не захочет к ней пригласить врача из-за экономии, - он уже шестнадцать лет как копит деньги на то, что бы вставить  зубы. Из-за сцены слышатся громкие, визжащие звуки пилы или рубанка. Это мастеровой сын-плотник делает гроб для еще живой Адди. Отец считает, что жене от этого только приятно, ведь «она будет знать, что гроб для неё сделан добротно и родным человеком». В этой семье еще трое взрослых сыновей, семнадцатилетняя дочь и сын-подросток по имени Вардаман, его очень эмоционально и ярко играет студент Станислав Курдашев. Когда мать умрет, он лишится рассудка от горя. А еще из-за упрямства отца, ища брод в бурной реке, семья утопит волов, а труп матери поплывет по реке словно рыба. Его выловят, а потом понесут на своих плечах четверо мужчин. Одному из сыновей в водовороте потока бревном сломает ногу. К нему опять не позовут врача, а зальют  ногу цементом, поливая  водой и добавляя песок, высыпанный как мусор из собственных карманов. И это еще не все несчастья, которые суждено перенести Бандренам.

А вот несколько ключевых фраз из монологов героев, в них и накопленная житейская  мудрость и их убогое представление о жизни, замешенные на собственном бессилии и приземленности. Адди: «Смысл жизни в том, что бы долго быть мертвым». Или: «Бог дал тебе детей, что бы облегчить тебе земную участь». Кора (соседка Бандренов) об Адде и женской доле вообще: «Мучают нас при жизни, и после смерти издеваются». Образ отца семейства Анса Бандрена (шикарная работа студента Кирилла Кускова)  и курьезен, и органичен, и одновременно отвратителен своим эгоизмом. Он с бородой и слегка упитан, на нем стоптанные башмаки и широченные, болтающиеся на помочах  штаны, в которые может зайти еще один Анс. Прикрываясь данным покойнице обещанием и личиной заботой о семье, он выуживает из карманов детей последние доллары, и втихую проворачивает дела, нужные только ему самому. Апофеоз спектакля – финальная сцена. Еще не упокоив тело жены, Анс, в новом костюме, весь сияющий и лоснящийся от счастья, предстает под руку с расфуфыренной и нарядной новой миссис  Бандрен и знакомит с ней  семью. Словом, жизнь продолжается. Но будет ли она счастливой хоть для кого-то из Бандренов? Театральные гурманы  оценят еще многие достоинства спектакля. Ну, а обычная публика сможет просто насладиться  хорошей игрой актеров.

Елена Белякова, фото Сергей Петров

Яндекс.Метрика