Крещенский фестиваль оперного искусства в «Новой опере» – это всегда самые  любимые публикой  спектакли, лучшие музыкальные проекты и концертные исполнения новых для театра произведений. Предсказуемо, что и на этот раз  зимний праздник музыки театр открыл самым аншлаговым своим спектаклем - «Фаустом» Шарля Гуно. В наше время эта опера стала редким явлением в отечественных театрахХотя считается одним из высших достижений французского музыкального творчества XIX века.

И даже входит в число самых исполняемых опер по всему миру. Но вот в Москве её можно встретить лишь в одном театре – в «Новой опере». А из Большого она ушла несколько десятилетий назад, хотя совсем недавно там и вернулись к заглавному персонажу, но это уже совсем  другое произведение и другого композитора (имеется в виду «Осуждение Фауста» Берлиоза).

Неудивительно, что на открытии фестиваля зал был переполнен, приставные стулья стояли в проходе. Подогревало интерес и то, что дирижировал оркестром маэстро из Франции Лоран Кампеллоне - руководитель оперного театра и симфонического оркестра из Сент-Этьена. И здесь явная тенденция фестиваля, который уже второй год проходит под знаком «Главный дирижер», что означает - дирижировать спектаклями приглашаются руководители оперных театров и оркестров из разных городов, в том числе и из-за рубежа.  Маэстро Кампеллоне не просто добавил французского колорита, но и представил свою версию оперы, отличную от традиционной, исполнению которой  было свойственно  ускорение и замедление мелодических ритмов в разных местах партитуры, что, в общем-то, придавало музыке дополнительную страстность и  полётность. Но под управлением маэстро произведение ничуть не проиграло от новации, а, напротив, приобрело звучание, задуманное самим композитором. Признание маэстро:  «Люблю «Фауста от первой до последней ноты».

Волшебная по красоте музыка увлекла слушателей с первых же тактов увертюры. Известные музыкальные хиты беспрерывно сменяли друг друга. Ариозо Фауста из первого акта, куплеты Мефистофеля, каватина Валентина  «Бог всесильный, бог любви», мелодия баллады Маргариты «Жил да был король», её же ария с жемчугами… Истинное наслаждение публика получила от  сцены перекрестных дуэтов  Фауста - Маргариты и Мефистофеля – Марты, где совершенно потрясающе по своей красоте и исполнению переплетались великолепные голоса певцов: Георгия Васильева (Фауст), Алексея Тихомирова (Мефистофель), Екатерины Петровой (Маргарита), Ирины Ромишевской (Марта).

Примечательно, что спектакль был поставлен в 2016 году, в год двух юбилеев: 150 лет российской премьеры в Большом театре и 125 лет со дня рождения Михаила Булгакова. В программке спектакля – цитаты писателя из его романа «Мастер и Маргарита», - как известно, при его написании автор вдохновлялся героями трагедии Гете. Писатель очень любил и оперу Гуно, которая не раз упоминается в его произведениях. Постановщики спектакля пошли по пути «цитирования» на сцене и самого Булгакова. Как результат, получилась очень оригинальная версия спектакля, не похожая ни на какую другую постановку этой оперы. Так, кабинет Фауста в первом акте до мелочей напоминает комнату Мастера из романа «Мастер и Маргарита». Небольшая подвальная комнатенка, в окна которой под потолком видны только ноги прохожих, стол заваленный книгами и рукописями. О бесплодных попытках Фауста как ученого создать что-либо новое в виду его преклонного возраста говорит чертеж двухколесного велосипеда, изображенный белой краской на серой стене комнаты. И еще какие-то оптические лучи. Мефистофель - Воланд появится здесь с камерой обскура, изображение которой и перевернет все «с ног на голову». Другие «цитаты» из романа: желтые цветы в руках Маргариты, отрезанная голова тельца, из туловища которого будет течь не кровь - вино, есть и «клетчатый» в свите Мефистофеля и др. Драматургическая основа произведения позволила артистам создать на сцене глубокие образы: нежная, страдающая Маргарита, восторженный и влюбленный Зибель, вальяжный хозяин мира  Мефистофиль, мечущийся между своими желаниями и возможностями Фауст.

В финале спектакля Маргарита хоть и оправдана, благодаря своей чистой любви, но, вопреки традиционной версии, не возносится на небеса, а свернувшись в белый комочек остается лежать на сцене. На неё проецирует свои изображения дьявольская камера обскура.

Елена Белякова, фото Даниил Кочетков

Яндекс.Метрика