В Белокаменном зале княгини Шаховской «Геликон-оперы» в дату палиндрома 02.02.2020 (читается одинаково туда и обратно) состоялась премьера оперного киноколлажа в стиле буффа-нуар «Туда и обратно». По мотивам опер Хиндемита «Туда и обратно», Пуччини «Тоска», Беллини «Капулетти и Монтекки», Перселла «Дидона и Эней». Автор либретто – поэт, драматург Антон Аносов. Это совместный проект театра «Геликон-оперы» (артисты, оркестр) и Театра-студия «15» (режиссер-постановщик, дирижер, хореограф…).

 

На сцене – маленький мальчик, которого приводят ангелы к Чарли Чаплину. Считается, что детям ангелы являются часто. Судьба Малыша уже определена – он должен продолжить дело гения. Но сделать это так, чтобы не допускать трагического финала. Нередко из-за мелочей люди совершают необдуманные поступки, приводящие к несчастьям. Высшей силе подвластно все и ничего не стоит прокрутить судьбу задом наперед. По словам режиссера-постановщика Дмитрия Бикбаева, этот спектакль-эксперимент создан на контрастах, действие известных опер происходит в прямом и обратном порядке. Жанр буффа-нуар – это синтез двух противоположных понятий: «буфа» - оперного определения чего-то забавного и шутовского и «нуара» - кинотермина, обозначающего сложный запутанный сюжет с гнетущей атмосферой.

Чарли Чаплин, которого играет Сергей Майоров, наблюдает за действием на площадке, ему и Малышу не нравится привычный ход действия старых опер. Оба они не хотят: чтобы Елену из ревности убил супруг («Туда  и обратно» (1927) П.Хиндемита). Чтобы  Марио был убит, а Тоска бросилась с крыши («Тоска» (1898) Д.Пуччини). Чтобы Ромео и Джудьетта  выпили яд и умерли («Капулетти и Монтекки (1830) В.Беллини). Чтобы Дидона оплакивала Энея (Дидона и Эней (1688) Г.Перселл). В каждом случае Малыш под руководством Чаплина что-то переделывает и получается «happy end». К примеру, Ромео и Джульетта не отравились, они просыпаются и из-за кустов наблюдают за родителями. Прощаются и уезжают навсегда. Враждующие семьи Капулетти и Монтекки сидят за столом и разговаривают о бессмертной любви Ромео и Джульетты.

В основе сценографии – съемочная площадка со своей командой (роли исполняют артисты хора) и техникой. Во время  спектакля происходит съемка, так что зрители смогут разглядеть все детали на больших экранах Филипп Селиванов, дирижер-постановщик спектакля, приехал из Петербурга на премьеру: «Туда и обратно – мой дебют в «Геликон-опере». Это очень интересный проект для меня. Как для дирижера, и для музыканта. Так как за короткое время спектакля мы играем не одно произведение в его понятном стиле, а несколько очень разных. Моя задача сделать так, чтобы оркестр играл по-разному, демонстрируя свое мастерство».

В спектакле быстро, как  бывает в кино, одни персонажи сменяются другими. Все ходят по кругу, символизируя замкнутый круг жизни. Конечно же, от зрителя требуется знание этих опер. Но можно ли без прочтения либретто все понять? Думается, что вряд ли. Вместе с тем создателям спектакля нельзя отказать в оригинальности и фантазии постановки классики. Хор, оркестр, исполнители демонстрируют высокий уровень. А музыка великих вне времени и границ, она всегда прекрасна.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

Яндекс.Метрика