К нам снова пришла «Золушка». Один из популярнейших «бродящих сюжетов», который за 2500 лет имеет свыше тысячи и одного воплощения у разных народов мира. Наиболее известные версии по редакциям Шарля Перро и братьев Гримм. В России предпочитают изложение Шарля Перро, которое в 1985 году вдохновило композитора Леонида Вайнштайна на создание оперы «Золушка». Спустя 35 лет волшебство на сцене «Геликон оперы» явлено с помощью необычных декораций и удивительных голографических технологий.

 

В начале спектакля перед зрителем предстает вполне современная девочка Золушка (Лидия Светозарова). Интерьер кухни всем знаком – навесные полки, плита, телевизор. На экране – не устаревающий фильм 1947 года «Золушка» с легендарным составом актеров – Яниной Жеймо, Василием Меркурьевым, Фаиной Раневской, Эрастом Гариным. Реалии европейского крестьянского быта 17 века, времени, когда жил Шарль Перро, контрастируют с сегодняшним днем. Тем не менее, Золушка все та же, она работает с утра до ночи и страдает от плохого, несправедливого отношения к ней мачехи (Алексей Дедов), сестер, Жавотты (Ольга Давыдова) и Гортензии (Мелания Заридзе), и втайне мечтает поехать на  королевский бал. Ее лучшие друзья – тетушка Метла (Оксана Осадчая), сварливая Кочерга (Юлия Горелова), дядюшка Утюг (Антон Куренков) и отважный Чайник (Антон Фадеев). Она проводит с ними дни, недели, месяцы, годы…  С печальными мыслями, что ничего не изменится в ее жизни, она всегда будет одна, никогда не выйдет замуж.

Несмотря на то, что история всем известна, и вообще сказки имеют счастливый конец, переживания за героиню не оставляют. Невольно думаешь, вдруг из-за множества дел  по дому Золушка опоздает на бал,  вдруг у нее не будет красивого бального платья  или она вовремя не успеет уехать домой, поскольку по приказу принца все часы во дворце переведены на час позже. Или вдруг принц  (Иван Волков) никогда не найдет ее, и женится на другой девушке и т.д. Как известно, настоящее искусство эмоционально пробуждает, делает лучше, чище, может быть, наивнее, и наводит на размышления о себе, окружающем мире.

В постановке «Золушки» режиссера Ильи Ильина Сказочник (Дмитрий Янковский) не раз произносит волшебные слова: «Снип, снап, снурре, бизилорре» и все сразу получается, как по мановению волшебной палочки. При этом зрители,  взрослые и дети, испытывают полный восторг от превращения тыквы в карету, мышей в лошадей. Комичны сцены на балу, когда принц просит Жавотту и Гортензию танцевать вместе с гостями или что-нибудь для него спеть. Мачеха в ярком мужском исполнение выглядит фактурно-колоритной дамой. Как выбрать себе невесту и не ошибиться, задается вопросом принц: «Если у десятой нос хорош, но длинноват язык». Но все сомнения развеяны, когда на балу появляется в ослепительном платье Золушка, открытая, естественная, без жеманства и безвкусного кокетства, излучающая доброту. Конечно же, только такая девушка достойна стать принцессой. Кстати, в русских сказках для принцессы на первом месте всегда красота. Ум, чувство юмора, черты характера остаются, как правило, за кадром.

Пришедших на спектакль в фойе «Геликон-оперы» ожидает роскошная золотая карета Золушки. Все желающие могут сесть в карету и сфотографироваться. А вот хрустальную туфельку (раритет из фильма) примерить не удастся. Оказывается, у Янины Жеймо был 31-й размер. Вот, оказывается, почему абсолютно всем претенденткам туфелька  была безнадежно мала.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Ирина Шымчак

Яндекс.Метрика