На Новой сцене театра Вахтангова режиссер Хуго Эрикссен представил спектакль «Войцек» по пьесе немецкого драматурга Георга Бохнера  (1813-1837) в переводе Елены Михелевич. Эта постановка осуществлена в рамках проекта Мастерской Римаса Туминаса «Театральные параллели. Путешествия в четырех частях». И приурочена к 100-летию театра, который будет отмечаться в ноябре 2021 года. Пьеса не была закончена автором, поэтому появилась в переработанном виде Карпом Эмилем Францем в 1879 году.

 

В основе пьесы «Войцек» лежит реальная история лейпцигского цирюльника, в прошлом солдата, Иоаганна Христиана Войцека, убившего из ревности свою возлюбленную. После его казни в 1824 году в газетах Лейпцига развернулась дискуссия о возможных причинах такого преступления, прежде всего – о психическом здоровье убийцы. Опираясь на этот материал, драматург создал социальную драму о маленьком человеке.

Хуго Эрикссен перевел события пьесы в 1921-й: «Если перенести эту историю ближе к 1921-му, году, когда возник Вахтанговский театр, многое в ней раскрывается по-новому. Исходное событие – Первая мировая война – становится более мощной точкой отсчета для событий драмы».

По словам режиссера, в пьесе разворачивается конфликт между проигравшим войну поколением в лице Войцека (артист Максим Севриновский) и молодым, здоровым в лице Тамбурмажора (артист Павел Юдин), желающим оздоровить собою нацию. (В армии «тамбурмажорами» называли барабанного старосту или главного барабанщика в полку.) Предельно однозначно читается образ Доктора (народный артист России Евгений Князев), который проводит эксперименты над Войцеком. От эксперимента над человеком всего один шаг да нацистской «евгеники» - теории и практики человеческой селекции.

Главный смысл жизни Войцека в любви к Марии (артистка Ася Домская). Она, быть может, олицетворяет для него идеал женщины-христианки, матери его ребенка. Несколько раз Войцек повторяет, что родился на Благовещение, 20 июля, хотя по григорианскому календарю этот праздник 25 марта. И когда он узнает, что у Марии связь с Тамбурмажором, его мир рушится. Жить больше не зачем, идеал осквернен: «Так и хочется вбить в небо крюк и повесится. Может ли грех быть так прекрасен? Каждый человек – пропасть. Глянешь, дух захватывает». Мария читает евангельский текст, рассказывающий о том, как книжники и фарисеи привели к Христу женщину, взятую в прелюбодеянии. Он им сказал, кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень. Они были совестливыми и, услышав это, стали уходить один за другим.  Иисус остался один и женщина, стоящая посередине. Наклонившись  к ней и, не видя никого, кроме женщины, сказал: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

Войцек убивает Марию, считая, что, таким образом, отбеливает ее от греха. Прав ли он, совершив убийство? Шестая заповедь гласит: «Не убий». Максим Севриновский (Войцек) считает, что у его героя не было выбора, и он бы его оправдал. Войцек был психически не адекватным человеком. Поэтому его богоборчество нельзя воспринимать как вызов. Увидев Марию мертвой, Войцек вопрошает: «Почему я ничего не чувствую?».

Раскаялась ли в своем грехе Мария в последние мгновения жизни? Каждый зритель решает сам. Мне кажется, что да…

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы театра

Яндекс.Метрика