В этом году Дмитрию Хворостовскому исполнилось бы 60 лет. К этой дате приурочены первые гастроли Красноярского театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского в Большом театре. Красноярцы привезли премьерные спектакли. Среди них – балет «Катарина или дочь разбойника» на музыку Цезаря Пуни в постановке Сергея Боброва. По его словам, этот балет выдающегося Жюля Перро был одним из самых популярных в XIX веке. Кроме того, в нем рассказан эпизод из жизни реального художника XYII века Сальватора Розы.

 

Это обстоятельство и натолкнуло на мысль использовать художественное наследие эпохи, в которой жил художник. Четыре черно-белых фотографий и картина Сальватора из смоленского музея дали идеи для декораций Альоне Пикаловой. Работать было  непросто, так как оригинальной партитуры не сохранилось. К каждой постановочной версии музыку Пуни дописывали либо концертмейстеры театров, либо их дирижеры. Поэтому московскому композитору Петру Поспелову предложили какое-то время побыть «Цезарем Пуни», и он дописал музыки почти на два часа. Что касается хореографии, то в спектакле зрители увидели сразу три финала, которые были у разных постановщиков. Первый финал (по версии Жюля Перро) – трагический. В разгар поединка Катарина (артистка Наталья Боброва) закрывает собой Сальватора (артист Матвей Никишаев) и погибает от руки Дьяволино (артист Марчелло Пелиццони), второй (по версии Жюля Перро) – драматический. Сальватор убивает Дьяволино, а героиня уходит в монастырь. И «happy end» (по версии Энрико Чекетти). Сальватор мирится с Дьяволино. Разбойница Катарина помилована властями и соединяется с влюбленным в нее художником Сальватором.

Исполнители главных партий Наталья Боброва и Матвей Никишаев рассказали, что хореографы Сергей Бобров и Юлиана Малхасянц расширили танцевальный рисунок, не только исходя из ремарок и заметок Жюля Перро. Они придумали свои трюки, в частности с огнестрельным реквизитом. Наталье пришлось танцевать с ружьем (бутафорским), которое весит пять килограммов. Было сложно правильно делать перевороты ружья и вообще привыкнуть к стрельбе на сцене. Известно, что император Николай I, любитель балета, учил кордебалет обращению с оружием. Почему ее героиня Катарина между двумя мужчинами выбрала художника Сальватора Розу, а не Дьяволино, которого она знала с детства, и который помог ей бежать из тюрьмы? Сальватор показался ей незаурядным, с другой планеты, в среде разбойников она не могла найти такого мужчину.

Работая над спектаклем, Сергей Бобров и Юлиана Малхасянц до дыр изучили книгу старинных жестов до эпохи Петипа. Слова им стали не нужны. Но зритель только посвященный увидит в спектакле жесты: «арестовать, я придумала, я тебя люблю» и т.д. Остальным же придется догадываться и наслаждаться танцем, музыкой и перипетиями сюжета из мира шекспировских страстей.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы театра

Яндекс.Метрика