Ушел в историю 44-й Московский Международный кинофестиваль, ставший необычным из-за отсутствия европейского (за небольшим исключением) и американского кино. Меньше было прессы на показах и зрителей, пожелавших приобщиться к усеченному празднику. Главная значимость этого мероприятия всегда состояла в том, что перед зрителями открывался разноликий и многоголосый мир. Внезапно он скукожился. Перемены внесли коррективы, появилась новая конкурсная программа «Русские премьеры». 

Председателем жюри этой программы ММКФ стал режиссер Сергей Урсуляк, который назвал конкурс «Русские премьеры» единственной путевкой в жизнь для российского кино в ближайшие годы. Также Серей Владимирович пообещал, что судейство будет честным и беспристрастным.                                               

                                                 НАДЕЖДА НА ИНОПЛАНЕТЯН

Первым фильмом в рамках этой программы был «Петрополис» режиссера Валерия Фокина. Действие происходит в трех странах - России, Америке и Японии. (Для этого были созданы декорации в несколько тысяч метров). Главный герой Владимир Огнев (актер Антон Шагин) - из семьи русских эмигрантов. У него блестящая научная карьера и счастливая личная жизнь. Неожиданно для себя он получает предложение от спецотдела ООН исследовать сценарий: как отреагирует человечество, если узнает, что существует инопланетная цивилизация, находящаяся в постоянном контакте с нами для того, чтобы предотвратить ядерную войну на Земле? Со временем Владимир Огнев начинает понимать, что этот сценарий не такой уж фантастический, каким кажется на первый взгляд. В финальной сцене зрители увидели, что инопланетяне оставили его жить. Он, словно Адам, идет один среди домов в безлюдном городе Петрополисе. Все обнулилось! Но герой, не смотря ни на что хочет спастись. Валерию Фокину как театральному режиссеру в процессе создания театральной постановки приходится ограничивать кино, а при съемках фильма, соответственно, театр. По его словам, ему было интересно перемещать героя в пространстве, смешивать жанры там, где это возможно. Получалось интересно и необычно. В комнату под названием «кино» он давно хотел войти. В 2018 году у режиссера сформировалось понимание, что безумное высокомерие людей, оказавшихся на вершине власти, подвело человечество к опасной черте ядерной катастрофы. Возникшая тревога за судьбу мира подвигла снять этот фильм. Месседж фильма не утешительный: Человечество не меняется, и вся надежда на инопланетян, которые решат, как быть с нами.  

                                                 

                                                  В ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ ВЕРЮ, НО ПОКА НЕ ВСТРЕЧАЛ

«Кэт» режиссера Бориса Акопова переключает на героиню (актриса Анастасия Кувшинова), занимающуюся эскорт-услугами (эвфемизм, который завуалировал слово «проституция»). Она недавно стала мамой. Отец ребенка неизвестен, а Кэт готова ради своей девочки на все. Сутенер Алик – фигура неоднозначная, с одной стороны, он жестко обращается с Кэт, чтобы заработать на ней, как можно больше денег. С другой, - проявляет заботу о Машеньке, везет в больницу, устраивает праздник на ее день рождения.  На свиданиях по вызову Кэт попадает в непредсказуемые ситуации с мужчинами, занимающими самое разное социальное положение: от простого фотографа до депутата, всенародного избранника. В фильме есть сцена, происходящая в закулисье Большого театра. Юная балерина, ради получения главной роли в спектакле, соглашается на интимные отношения с меценатом. Эпизод заканчивается трагически, она убивает своего «покровителя». А Кэт приходится бежать, чтобы не попасть в полицию. Фильм можно сравнить с лоскутным одеялом, в котором добро нередко оказывается злом и наоборот. Режиссер, играючи, показывает абсурдность жизни всех персонажей. «Ваш фильм содержит много критики. Как вам удалось найти поддержку Министерства культуры?» Борис Акопов ответил: «Я тоже удивлен, но мне нравится эпатаж. В здоровых людей верю, но пока не встречал». Конец фильма предлагается каждому зрителю выбрать самому. 

                                                 

                                                  БЕГСТВО В МИР СОБСТВЕННЫХ ФАНТАЗИЙ

К "Русским премьерам" также относится пронзительный фильм татарского кинематографиста Ильшата Рахимбая «Микулай», созданный по мотивам одноименной пьесы Мансура Гилязова. В глухой деревне кряшен, волжских православных татар, живет Микулай (актер Виктор Сухоруков) со своей молодой беременной женой. В соседнем доме - его престарелые родители, о которых он заботится, навещая их каждый день и помогая им по хозяйству. У односельчан он пользуется уважением. Все идет хорошо в жизни Микулая до тех пор, пока в деревне не появляется неизвестный мужчина, назвавший себя его сыном. Фильм заявлен как психологический этнотриллер, но на поверку оказывается драмой. На самом деле Микулай пытается справиться с ужасами войны, потерей близких людей, и придумывает для себя мир, которого в реальности не существует. Уже давно умерли его родители, умерла жена и соседей никого не осталось. Но прошлое воскресает в его памяти. Душераздирающая сцена похорон молодого солдата, погибшего неизвестно за что в Афганистане. С ним прощается молчаливая толпа людей с застывшими лицами. По сути, история затерянной кряшенской деревни – это метаформа истории всей России. Вместо борьбы с несправедливостями Микулай выбирает бегство в мир собственных фантазий.

 

                                              И Т О Г И  КОНКУРСА "РУССКИЕ ПРЕМЬЕРЫ"

Специальное упоминание жюри конкурса «Русские премьеры» - «Кэт», Россия, режиссер Борис Акопов. Победителем конкурса «Русские премьеры» жюри во главе с Сергеем Урсуляком объявило фильм Петра Тодоровского «Здоровый человек».

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы фестиваля (1)

Яндекс.Метрика