Герой неоконченной драмы Георга Бюхнера «Войцек» - реально существующее лицо. Это бывший солдат Иоаганн Христиан Войцек, убивший на почве ревности свою любовницу. По решению суда он был публично обезглавлен в Лейпциге в 1824-м. Пресса развернула широкую полемику по поводу степени его вины и вменяемости. В театре имени В. Маяковского на Сцене Сретенка состоялась премьера «Войцека» в постановке Филиппа Гуревича, которую можно назвать удачей режиссера и всех участников спектакля.

«Войцек» считается лучшей пьесой Георга Бюхнера (1813-1837) из четырех написанных им. Его перу также принадлежат три философских труда, несколько стихов и одна новелла. При столь небольшом наследии он считается одним из самых известных писателей и драматургов Германии, чье имя носит наивысшая награда в области немецкоязычной прозы.

На протяжении всего действия Войцек (актер Илья Никулин) вызывает симпатию и сочувствие. Его постоянно унижают и бьют, развлекаясь от скуки, офицеры. Он безропотно сносит все, обращаясь в минуты уединения к Небесам. Войцек искренне верит в Бога, как и сам автор пьесы, которому принадлежат строчки: «Спаси нас от любого злодеянья, С любовью всякий грех нам отпусти, Дай с сыном одолеть пути страданья, От смерти душу грешную спасти». Любовь к простой девушке Марии (актриса Валерия Куликова), пожалуй, единственная его отдушина в этой жизни. Только любовь придает ему силы терпеть несправедливости армейской жизни, где издевательства над человеческим достоинством являются нормой. И вдруг Войцек узнает об измене Марии с красавцем, офицером Тамбурмажором. (В армии «тамбурмажорами» называли барабанного старосту или главного барабанщика в полку.) Мир рушится в один миг, идеал осквернен. И он убивает Марию, вероятно считая, что таким образом отбеливает ее от греха.

Режиссер Филипп Гуревич обозначил пьесу, как обыкновенная трагедия. История о Войцеке словно пришла из новостной ленты: в таком-то городе в пьяном угаре на почве ревности муж убил жену. То есть совершено бытовое убийство. Однако в жанр трагедии эту историю возводит тот факт, что все герои подспудно задают себе вопросы: ради чего я живу, что я делаю в этом мире? В спектакле Войцек в прямом смысле все время бегает по кругу и не знает способа из него выбраться. Другие персонажи, стоящие выше него на иерархической лестнице, тоже бегают по кругу, но уже в переносном смысле. Главное ощущение от их жизни  – тупик, в котором оказались абсолютно все.

Обращает на себя внимание интересная работа художника Анны Агафоновой. Костюмы героев, по ее эскизам, специально смешанные по стилю, какие-то детали современные, что-то принадлежит ушедшему времени. В самом начале Войцек стоит у стены, где закрашивает надпись, означающую в переводе: «Неси свой крест», и его лицо наполовину заливает черная краска. Это предвестие трагедии, которую ему суждено испить до конца. Белая часть лица означает, что его вина вызывает сомнение, поскольку он совершил преступление в состоянии аффекта. После убийства Марии на другой половине стены появляется изображение Богоматери, лик которой искажен под воздействие случившегося убийства.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Владимир Орехов

Яндекс.Метрика