Спектакль «Случайные встречи» в «Современнике» по произведениям И.А. Бунина вызывает смешанные чувства, но в целом я бы определила свое впечатление названием повести французской писательницы Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть». Герои – русские эмигранты первой волны, сбежавшие после октябрьского переворота во Францию. Многие оказались без гроша в кармане, некоторые открыли дверь квартиры своим ключом. Премьера посвящена первым итогам лаборатории «Хочу как О.Н.».

 

Приурочена к 95-летию со дня рождения Олега Николаевича Ефремова, которое отмечается в течение года. Мэтр  стремился развивать основные постулаты системы Станиславского и быть на одной волне со временем.  Ефремов стал центром Вселенной по имени «Современник», вокруг которого сплотились молодые актеры. Гульназ Балпеисова, режиссер постановки, берется за бунинскую прозу не впервые, но работа с актерами школы «Современника» - важный опыт. По ее словам, они владеют техникой погружения в психологию своих персонажей, являющейся земным, горизонтальным видением. Свою же роль видит в том, чтобы перенести происходящее в вертикальную плоскость. Истина оказывается на стыке пересечения. В инсценировку включены две новеллы из цикла «Темные аллеи»: «В Париже» и «Мадрид», рассказы - «Солнечный удар», «Ида», «Памятный бал». А так же знаменитые «Окаянные дни», где писатель показал, что Октябрьский переворот разрушил привычный уклад жизни всей России. Бунин воспринял его как катастрофу для всей страны. И не принял ни новую орфографию, считая ее варварской, ни новое летоисчисление по григорианскому календарю. С негодованием обличал большевистскую власть, нагнетая чувство бессмысленного хаоса: «Народ мой на погибель вели тебя твои поводыри».

Сергей Юшкевич, заслуженный артист РФ, занятый в постановке, отметил, что «Гульназ очень честный, пульсирующий режиссер. Невероятно интересно было с ней сочинять спектакль по Бунину, трудный именно своей простотой. И потом увидеть в этой кажущейся простоте глубины взаимоотношений между случайными прохожими на улицах чужого города». Все персонажи, спектакля, оказавшиеся на чужбине, выглядят в большей или меньшей степени потерянными. Особенно оставшиеся без мужей женщины, которые тогда не были эмансипированы, как в наши дни. Их уделом была неквалифицированная работа и эфемерная надежда на новую личную жизнь. Гульназ  Белпеисова создала печальную симфонию человеческого ужаса, который подчеркивают звуковой ряд - оперные арии, песни Вертинского и даже скрип стульев…

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы театра

Яндекс.Метрика