Премьера «Почтальона из Лонжюмо» Адольфа Адана в Московском театре Новая опера им. Е.В Колобова в постановке Евгения Писарева приурочена к 220-летию со дня рождения композитора. Широкой публике в России его имя известно по музыке к балету «Жизель», который отличает чисто французское изящество. Вместе с тем музыкальное наследие Адана включает оперы, водевили и другие балеты. Опера-комик «Почтальон из Лонжюмо» к концу XIX века была поставлена 500 раз в Париже и более 800 раз в Вене.

 

Сегодняшние зрители в новом сезоне увидят «Почтальона из Лонжюмо» в концертном исполнении на французском языке. В качестве рассказчика выступает Евгений Писарев, который читает стихи драматурга Сергея Плотова, наполненные тонким юмором. Поэзия легко заменяет разговорные диалоги, традиционные для французской комической оперы.  На сцене – Шаплу, он же Сен-Фар (Ярослав Абаимов) и Мадлен, трактирщица, она же мадам де Латур (Валерия Бушуева). Либретто изобилует забавными ситуациями, в результате которых простой почтальон Шаплу становится солистом знаменитой труппы Сен-Фаром, а трактирщица Мадлен  -наследницей огромного состояния, светской дамой мадам Латур. Воспользовавшись симпатией  маркиза де Корси (Александр Попов), она приглашает оперных артистов в свой дом.  Обнаружив среди них своего пропавшего после свадьбы муженька, решает проучить его. Сен-Фар не узнает в маркизе брошенную супругу и женится на ней повторно… Конечно же, он обвиняется в двоеженстве, за что по закону полагается тюремный срок. Но, в конечном итоге, правда открывается. Мадам Латур прощает своего легкомысленного мужа и надеется быть счастливой в семейной жизни.

Интересен выбор профессии главного героя, поскольку почтальон тогда не доставлял письма, а перевозил  пассажиров. Такая симпатичная карета, точнее дилижанс (в переводе «забота, внимание»), возвышается на заднем плане сцены во время спектакля. Этот вид транспорта во Франции воспринимался как забота о людях, не имеющих собственной кареты. Со временем появилась сеть железнодорожных линий, и профессия почтальона Шаплу стала исчезать. Опера Адольфа Адана стала для нее своеобразной «лебединой песнью», а в реальный город Лонжюмо даже потянулись туристы.

Главная партия в опере принадлежит лауреату международных конкурсов Ярославу Абаимову (тенор), почти не сходившему со сцены. Коронный номер Шаплу, его персонажа, это – рондо (движение по кругу), т.е. главные темы чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. В качестве музыкального руководителя и дирижера в спектакле выступил Клеман Нонсье (Франция), который  уже работал с оркестрами в Британии, Германии, Греции, России и Румынии. По словам маэстро, мы – в музее, надо честно это признать, но есть моменты, которые резонируют со мной. Например, как много обычных для нас вещей исчезнут в скором времени!  Сегодня история почтальона – зеркало, в котором мы можем рассмотреть исчезнувшее глазами современного человека. Актуальным в этом случае становится стилистическая работа с музыкой. Мы будем исполнять «Почтальона» с современной манерой пения, с современными инструментами. Это диалог с музыкой прошлого.

Евгений Писарев считает, что неправдоподобность воспринимается так же и век и два века назад. Может быть за такой нелепостью, фантазией в театре и шли. Но для сегодняшнего зрителя этого недостаточно. Необходим забавный, ироничный комментарий, без которого ни музыкальная, ни сюжетная составляющая не прозвучат. Только таким способом мы можем не прятать эту театральность, а ее усилить. Через год, в 2024 году, зрителей ожидает полноценная постановка.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Елена Никитченко

Яндекс.Метрика