Спектакль «Ночь перед рождеством» режиссера Олега Долина стал 8-й постановкой Гоголя на Вахтанговской сцене. Содержание этой повести знает каждый, но редкий театральный зритель подумает о том, что она написана на основе украинского фольклора, заметно отличающегося от русского или древнерусского. Главная сюжетная линия – отношения Оксаны и кузнеца Вакулы. Оксана со своим желанием иметь черевики, как у царицы, выглядит как вздорная, неразумная дивчина. Но, оказывается не все так просто, как кажется на первый взгляд.

 

У Гоголя Вакула прямо говорит Оксане: «Что мне до матери? Ты у меня мать, и отец, и все, что ни есть дорогого на свете. Если б меня призвал царь и сказал: «Кузнец Вакула, проси у меня всего, что ни есть лучшего в моем царстве и станешь ты ковать серебряными молотами»  - «Не хочу, - сказал бы я царю, - ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства: дай мне лучше мою Оксану!» Судя по всему, в украинской картине мира у будущей  жены, «дружины», особые права, потому что муж, «чоловiк», во всех его проявлениях без «дружины» не совсем «чоловiк».

Олег Долин осовременил «Ночь перед рождеством», введя в спектакль девочку (Эстер Долина), которая читает несколько небольших фрагментов из повести Гоголя, используя планшет. Очевиден призыв к молодому поколению читать классику, которая расширяет кругозор и учит жизни тех, кто приучен размышлять и делать выводы. По его словам, "в восприятии  повести много стереотипов, поэтому хотелось добиться нового звучания". Вместе с артистами он искал, как должна эта история выглядеть сегодня и  каков способ существования на сцене исполнителей в этом материале. Работа проходила этюдным методом, поскольку это не драматургия, а проза. Сцены не идут одна за другой, а создается композиция по тексту.

Впечатление от спектакля может быть самым разным, особенно у зрителей, помнящих динамичный, веселый и завораживающий фильм «Ночь перед Рождеством» Александра Роу 1961 года. Конечно, фильм и спектакль жанры разные, но сравнение невольно возникает и никуда от него не деться. Вместе с тем нельзя не отметить, что в театральной постановке есть оригинальные решения. Например, полет кузнеца Вакулы (артист Эфюб Фараджев) на доске (словно на черте), под которой возникают Исаакиевский собор и другие знаковые строения Петербурга. Хотя Вакула – богомаз (написал икону), но в простонародных представлениях даже праведному человеку невозможно обойтись без черта. Или исполнение актрисой Евгенией Ивашовой ролей Оксаны и черта, что по-своему логично. Черт в юбке - это активная жизнерадостная женщина, которая знает, чего хочет. Она красива и остра на язык. На своем пути не приемлет препятствий любого характера, чего хочет – добьется. И Солоха (заслуженная артистка России Мария Волкова) выглядит ярко и убедительно. Сцены с ней, вдовой, матерью Вакулы, как и положено, наполнены юмором. Под обаяние Солохи попадаются все мужики на селе: Чуб, дьяк, голова. Она – ведьма, обладающая искусством обольщения.

Главная мысль «Ночи перед Рождеством», которая вечна до скончания века, - это победа добра над злом. Черт, по сути, это прототип нехорошего человека, стремящегося сделать гадость другим… А любовь помогает преодолеть любые преграды и одолеть зло.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Елена Никитченко

Яндекс.Метрика