Как выглядит палата № 6 снаружи? Читаем у А.П. Чехова: «Это больничный двор, окруженный лесом репейника, крапивы и дикой конопли. Крыша на флигеле ржавая, труба наполовину обвалилась, ступеньки у крыльца сгнили и поросли травой…» Вот в таком месте работает доктор Рагин, роль которого на сцене Театра Маяковского исполняет Сергей Беляев. Андрей Ефимович Рагин – мечтательный интеллигент, думающий, что может все переделать, но выходит точно по незабвенному Черномырдину, «как всегда», то есть ничего не меняется.

 

Весьма актуально звучат слова режиссера Евгения Закирова о том, что повесть Чехова не про сумасшедших, а если и про сумасшедших, то не про тех, кто за больничной решеткой, а про тех, кто вокруг нас. Про «нормальных сумасшедших» людей, и про совесть. В этом и есть абсурд русской действительности и смысл чеховского текста: мы – те, кто живет в обычном мире – зачастую более безнравственны и равнодушны, чем те, кто заперт в больнице, но, тем не менее, открыт как ребенок, и ни в чем не виноват.

В больнице у Андрея Ефимовича Рагина происходят диалоги с пациентом Иваном Громовым (актер Мамука Патарава), бывшим судебным приставом и губернским секретарем из палаты №6, где находятся душевнобольные. Рагин никогда не испытывал трудностей и лишений, знание жизни у него в основном было книжное. Работая в больнице, своих пациентов он воспринимал отстраненно, не вникая в причины их болезни. Сам он нередко любил вспомнить Диогена, сожалея, что из его окружения философом никто не интересовался. И вдруг на свои размышления о том, что между теплым, уютным кабинетом и больничной палатой нет никакой разницы. Или что мыслящий  человек ждет хорошего или дурного не извне, а только от себя… Неожиданно получает ответ от Ивана Громова: «Диоген жил в бочке в Греции, а доведись бы ему родиться в России, так и в мае бы попросился в комнату». На рассуждения Андрея Ефимовича о презрении к боли, страданиям Громов возражает, что Бог создал человека из теплой крови и нервов, и поэтому он всегда отвечает на боль слезами и криком.

Судьба сыграла с доктором Рагиным злую шутку: из-за постоянных бесед с Иваном Громовым  его признают душевнобольным и отправляют в палату № 6: «Не верьте им! Это обман! Болезнь моя только в том, что за двадцать лет я нашел во всем городе одного только умного человека, да и тот сумасшедший. Болезни нет никакой. А просто я попал в заколдованный круг. Из которого нет выхода». Финал трагический: Андрей Ефимович не выдерживает побоев от сторожа Никиты (актер Андрей Гусев), заточения в палате, как в тюремной камере, и на следующий день умирает от инсульта.

Спектакль оставляет неизгладимое впечатление у зрителя, во многом благодаря талантливой команде, собранной режиссером Евгением Закировым в этой постановке. «Палата № 6» А.П. Чехова - символ общества, в котором одни мучаются, а другие их не понимают и не желают понять. Поэтому по сей день в России все остается без перемен.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Елена Никитченко

Яндекс.Метрика