Так называется авторский юбилейный концерт композитора Максима Дунаевского, чьё творчество являет собой яркую страницу отечественной музыкальной культуры. Он пройдёт 4 июня в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Автор музыки к культовым кинокартинам и мюзиклам, а также создатель легендарных популярных музыкальных хитов недавно отметил своё 70-летие. В концерте, венчающем большой юбилейный тур композитора по странам ближнего и дальнего зарубежья, примут участие разные коллективы.
Это - Российский государственный симфонический оркестр кинематографии (дирижёр Сергей Скрипка) и Государственный академический Московский областной хор имени А.Д. Кожевникова, а также известные артисты и музыканты - Михаил Боярский, Лев Лещенко, Дмитрий Харатьян, Лариса Долина, Валерия Ланская и другие. В их исполнении прозвучат популярные песни из кинофильмов «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Ах, водевиль, водевиль», «Мери Поппинс, до свидания!», «Карнавал», мультфильма «Летучий корабль», отрывки из мюзиклов «Любовь и шпионаж», «Алые паруса». Событием вечера обещает стать и исполнение кантаты «Радуйся солнцу, радуйся жизни!».
Начиная со своего появления на свет, Максим Дунаевский был и остаётся явлением, выходящим за обычные нормы. Сын выдающегося композитора Исаака Дунаевского (1900 – 1955) и балерины Ансамбля песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова и Московского театра оперетты Зои Пашковой (1922—1991), он начал сочинять ещё до того, как стал заниматься музыкой. Приходившим в их дом гостям он, садясь за рояль, говорил: «Сейчас я сыграю вам Фантазию на темы Чайковского». И играл… До сих пор он жалеет, что не стал пианистом. Одно время со страшным упорством занимался на фортепиано, хотел догнать всё, что упустил, это было лет в 16-17. По 6-7 часов в день играл гаммы, упражнения, этюды, сложнейшие музыкальные произведения под руководством замечательного консерваторского педагога Милицы Давыдовны Штерн, которая считала, что у него есть дарование пианиста. Но пианистом всё-таки не стал, потому что поздновато начал серьёзно заниматься. Аппарат уже нельзя развить до такой степени, чтобы стать виртуозом.
После смерти отца, когда в доме умолкли звуки рояля, и это было очень непривычно, М. Дунаевский принял важное для себя решение - стать композитором. Успешно окончив теоретико-композиторское отделение музыкального училища (знаменитой Мерзляковки) и Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (где его педагогами были Николай Раков, Дмитрий Кабалевский, Андрей Эшпай, Тихон Хренников, Альфред Шнитке), он вполне мог стать композитором, пишущим академическую музыку. Но его творческую и композиторскую судьбу определила встреча со студенческим театром МГУ «Наш дом» (музыкальный руководитель студии с августа 1964 по 1969 год), которым руководили Марк Розовский, Илья Рутберг и Альберт Аксельрод. С 1969 по 1974 год — Дунаевский был дирижёром Театра им. Е. Вахтангова; в 1974—75 годах — главным дирижёром и музыкальным руководителем Московского Мюзик-холла; в 1985—1987 гг.— художественным руководителем и главным дирижёром Государственного эстрадного оркестра РСФСР (и привлёк в состав оркестра таких людей, как Павел Смеян, Ирина Понаровская, Борис Оппенгейм, Вейланд Родд, Андрей Давидян, музыканты рок-группы «СВ»); в 1987 году — музыкальным руководителем Театра-студии музыкальной драмы (худ. рук. Юрий Шерлинг).
Наряду с симфоническими, камерными и вокальными произведениями М. Дунаевский стал писать музыку для театра, а позднее для кино и эстрады. Для спектакля Марка Розовского в ТЮЗе он написал в 1974-м многие песни, вошедшие затем в телефильм «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978, Розовский был автором сценария). В конце 1970-х организовал свой эстрадный (игравший также и рок) ансамбль «Фестиваль» (1977—1990), сотрудничал как автор песен с такими поэтами, как Леонид Дербенёв, Наум Олев, Юрий Ряшенцев, Илья Резник, Роберт Рождественский, Николай Денисов. Песни Максима Дунаевского являются неотъемлемой частью творчества Михаила Боярского, Жанны Рождественской, Николая Караченцова, Павла Смеяна, Дмитрия Харатьяна, Любови Успенской, Маши Распутиной, Игоря Наджиева, Татьяны Булановой и других исполнителей. Почти восемь лет (1992—1999) М. Дунаевский прожил в США, работал в Голливуде, написал музыку к нескольким фильмам. В 1994 году специально для Николая Караченцова он написал 10 песен на стихи Ильи Резника, которые потом вошли в сольный альбом актёра «Моя маленькая леди», записанный им в Лос-Анджелесе.
Среди его произведений — концерт для фортепиано с оркестром, 1970, кантата для хора a cappella «Старые корабли» (на стихи А. Лундквиста, 1970), произведения для камерно-инструментальных ансамблей, сонаты, циклы романсов, хоры, мюзиклы и поп-опера «Саломея, царевна Иудейская». М. Дунаевский — автор музыки более чем к ста фильмам (самые известные — тетралогия «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Мушкетёры двадцать лет спустя» и «Сокровища кардинала Мазарини, или Возвращение мушкетёров», «Ах, водевиль, водевиль…», «Карнавал», «Трест, который лопнул», «Зелёный фургон», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Маленькое одолжение», «Светлая личность»), телеспектаклю «Мальчик со шпагой», мультфильмам «Пиф-паф, ой-ой-ой!», «Летучий корабль» и «Кошкин дом», Огромную популярность завоевали его мюзиклы «Тили-тили-тесто…», «Емелино счастье», «Три мушкетёра», «В поисках капитана Гранта», «Веселые ребята-2», «Двенадцать стульев», «Любовь и шпионаж» (посвящённый Мате Хари), «Алые паруса».
«Нужно мастерить то, что тебе дано Богом. И будь что будет», - убеждён маэстро, который по-прежнему в отличной форме, жизнерадостен и оптимистичен, как и его музыка. Щедрый мелодический дар, отпущенный Максиму Дунаевскому Богом и унаследованный от его отца, в сочетании с блистательным композиторским мастерством, сделали его сочинения любимыми как исполнителями, так и огромной слушательской аудиторией. Несмотря ни на какие юбилейные даты, М. Дунаевский убеждён, что ему ещё рано подводить итоги. И, кто знает, может быть, именно в этом и заключается секрет его вечной молодости и неисчерпаемый источник вдохновения.
Ирина Новичкова