Знаменитый Гамбургский балет представляет до 24 января на Исторической сцене Большого театра балет «Пер Гюнт» . Любопытно, что гениальный сказочник Г.Х. Андерсен называл эту пьесу Г. Ибсена худшей из всех ему известных. А композитора Э. Грига раздражала собственная музыка, написанная к ней. Тем не менее, пришелец из сказок, сочинитель стихов, амбициозный и сомневающийся Пер Гюнт продолжает сценическую жизнь в разных жанрах вот уже полтора века. Джон Ноймайер, хореограф и постановщик балета, сказал:
«Для меня было глубоким желанием привести эту пьесу в Россию. Я написал либретто, которое получилось экспериментальным. В 1987 году во время работы над музыкой Альфред Шнитке пережил инсульт, и пришлось все отложить на два года». Впоследствии А. Шнитке вспоминал, что музыка к балету, могла не получиться, если б не болезнь, когда он провел 30 дней в коме. Музыка отразила опыт переживания смерти.
Яркое впечатление оставляет пролог. Вход в мир Пера придуман Д. Ноймайером одновременно сказочно и реалистично. У Г. Ибсена пьеса начинается по-другому: Осе (мать): «Ох, хватило бы ума у тебя хоть на починку дыр на собственных штанах». Пер Гюнт (запальчиво): «Захочу – так князем стану. А не то – так и царем». Вскоре Пер встречает на свадьбе Сольвейг и говорит ей: «Держись же, закручу тебя я так!» Сольвейг: «Пусти меня. Такой ты … дикий». Пер Гюнт: «Почему?» Сольвейг: «Ты выпил». Взбешенный Пер Гюнт похищает невесту и убегает с ней в горы. Сольвейг не может забыть Пера.
Весь первый акт события развиваются так, словно прокручивается кинолента в ускоренном режиме. Один темпераментный, динамичный танец сменяет другой. Тут и похищенная невеста Ингрид, и тролли, и Зеленая, на которой герой собирается жениться.
Проходят годы. Во втором акте Пер Гюнт, покинув родину, ездит по миру. Теперь он богат, знаменит, и как никогда, близок к осуществлению своей мечты – стать властелином мира. Но, как говорят, что дурно нажито, то дурно прожито. Его надувают подельники, обворовывает дочь вождя бедуинов Анитра, а профессор Бегриффенфелд помещает в сумасшедший дом. В результате все приобретенное, растворившись как дым, оказывается луковой шелухой, под которой ничего нет.
В Норвегии опустошенного Пера Гюнта встречает Пуговичник, и сообщает, что время, отпущенное ему, закончилось, и пора перелить его душу в пуговицу. Ворота Рая и Ада перед пуговицей не открываются. Пер умоляет дать отсрочку, надеясь доказать, что в его натуре было нечто цельное... Он появляется в горах у хижины, которую некогда построил сам. На пороге его встречает хранящая ему верность Сольвейг. Финальная сцена балета в отличие от пьесы Ибсена продолжается 30 минут. Это ноу хау постановщика. Артисты подробно передают эмоциональное состояние героев. В их движениях мимике, жестах - тихая сила. Наконец, до Пера Гюнта доходит: любовь - единственная ценность в мире, только она хранит и созидает душу.
Несомненно, что «Пер Гюнт» в постановке Д. Ноймаейра не оставляет равнодушным никого из зрителей. Балет разнообразный по форме и глубокий по содержанию, христианская основа пьесы очевидна. Все артисты первого и второго состава выкладывались на пределе своих возможностей. Спасибо за спектакли Гамбургскому балету и Большому театру за его приглашение, они подарили любителям балета настоящий праздник.
Светлана Телятникова, фото Алла Буловинова