Знаменитый  Гамбургский балет представляет до 24 января на Исторической сцене Большого театра  балет «Пер Гюнт» . Любопытно, что  гениальный сказочник  Г.Х. Андерсен называл эту пьесу  Г. Ибсена  худшей из всех ему известных.  А композитора Э. Грига раздражала собственная музыка, написанная к ней.  Тем не менее, пришелец  из сказок,  сочинитель стихов,  амбициозный и сомневающийся   Пер Гюнт  продолжает сценическую жизнь в разных жанрах вот уже полтора века.  Джон Ноймайер,  хореограф и постановщик балета, сказал:

  «Для меня было глубоким желанием привести эту пьесу в Россию.  Я написал  либретто, которое получилось экспериментальным.  В 1987 году  во время работы над музыкой  Альфред Шнитке пережил инсульт, и пришлось все отложить  на два года». Впоследствии А. Шнитке вспоминал, что музыка к балету, могла не получиться, если  б не болезнь,  когда  он провел 30 дней  в коме.  Музыка  отразила  опыт переживания смерти.

    Яркое впечатление оставляет пролог.  Вход в мир Пера  придуман  Д. Ноймайером  одновременно сказочно и реалистично.   У  Г. Ибсена пьеса начинается по-другому:  Осе (мать): «Ох, хватило бы ума у тебя хоть на починку дыр на собственных штанах».  Пер Гюнт (запальчиво): «Захочу – так князем стану. А не то – так и царем».   Вскоре Пер встречает на свадьбе  Сольвейг и  говорит ей: «Держись же, закручу тебя я так!» Сольвейг:  «Пусти меня. Такой ты … дикий». Пер Гюнт: «Почему?» Сольвейг: «Ты выпил».   Взбешенный  Пер Гюнт похищает невесту и убегает с ней в горы.  Сольвейг не может забыть  Пера.  

   Весь первый акт   события развиваются так, словно прокручивается кинолента в ускоренном режиме.  Один темпераментный, динамичный танец сменяет другой.  Тут и похищенная невеста Ингрид, и тролли, и Зеленая, на которой  герой собирается жениться.

   Проходят годы.  Во втором акте Пер Гюнт, покинув родину, ездит по миру.  Теперь он богат, знаменит, и как никогда, близок к осуществлению своей мечты – стать властелином мира.  Но, как говорят, что дурно нажито, то дурно прожито.  Его надувают подельники, обворовывает дочь вождя бедуинов Анитра, а  профессор Бегриффенфелд  помещает  в сумасшедший дом.   В результате  все приобретенное, растворившись как дым,  оказывается луковой шелухой,  под которой ничего нет.

    В Норвегии опустошенного Пера Гюнта  встречает  Пуговичник,  и  сообщает, что время, отпущенное  ему, закончилось, и пора перелить его душу в пуговицу. Ворота Рая и Ада перед  пуговицей не открываются. Пер умоляет дать отсрочку, надеясь доказать, что в его натуре было нечто цельное... Он появляется  в горах  у хижины, которую некогда построил сам. На пороге его встречает  хранящая ему верность  Сольвейг.  Финальная сцена балета в отличие от пьесы Ибсена  продолжается 30 минут. Это ноу хау постановщика.  Артисты  подробно передают эмоциональное состояние героев.  В  их движениях мимике, жестах - тихая сила. Наконец,  до Пера Гюнта  доходит: любовь - единственная ценность в мире, только  она хранит и созидает душу.                      

   Несомненно, что «Пер Гюнт» в постановке  Д. Ноймаейра не оставляет  равнодушным никого из зрителей.    Балет разнообразный  по форме и глубокий по содержанию, христианская основа пьесы очевидна.  Все артисты первого и второго состава выкладывались  на пределе своих возможностей.  Спасибо за спектакли Гамбургскому балету   и Большому театру за его приглашение, они подарили любителям балета настоящий праздник.  

      Светлана Телятникова,  фото  Алла  Буловинова

Яндекс.Метрика