В Театре имени Владимира Маяковского премьера - спектакль "Русский роман". На афише - канонический портрет Льва Толстого, но самого писателя на сцене нет. Его присутствие лишь подразумевается. Главный нерв действия заключен в образе Софьи Андреевны.

Актриса Евгения Симонова, исполнившая эту роль,  отмечает: пьеса написана с огромным уважением к той, на чью долю досталось так много упреков. Спектакль, поставленный художественным руководителем театра Миндаугасом Карбаускисом,  представляет собой сплав биографического и творческого в жизни гения. Вот как определяет природу  "Русского романа" автор пьесы, известный литовский драматург Марюс Ивашкявичюс: "Это своеобразная семейная сага, вариация на тему романа "Анна Каренина", в которой Лев Николаевич Толстой выступает не только как автор своего шедевра, но и своей семейной драмы. Бывают романы, построенные на жизни писателя. Но бывают и такие, которые в будущем строят его жизнь. Либо ее ломают. И тогда в этом слиянии реального и художественного автор сам становится самой трагичной фигурой своих творений".

Считается, что Софья Андреевна по семейственному складу своей натуры близка к Кити. Однако в спектакле куда большее сходство прослеживается с Анной Карениной. По накалу страстей, всепоглощающему чувству к мужчине, желанию заменить собой весь мир. В пьесе это высказано неожиданно кротким и трогательным: "Где ты, там и я. Едешь кататься верхом - я за тобой. Я больше не буду спать, я буду слушать твой сон". Евгения Симонова с полной самоотдачей играет сжигающую ее героиню любовь к мужу, в которой много жертвенности и много собственничества.

Есть в спектакле красивая сцена, где графиня вспоминает  бракосочетание с Львом Николаевичем. К ней подходит она же сама в белом подвенечном платье. И абсолютная синхронность жестов, одинаковое выражение заплаканных лиц двух женщин - старой и молодой - сокращают почти полувековую дистанцию во времени до одного шага в пространстве. Зримое подтверждение того, что сказала исполнительница главной роли о режиссере: "Может, он и не согласится, но я считаю,  в нем есть высокая сентиментальность".

Как ни грустно, Софья Андреевна, не так давно вышедшая замуж, словно напророчила свою будущность в дневнике: "Это та ужасная  о б щ а я   к о л е я, по которой все проходят и которую мы прежде так боялись. А я еще, к несчастию, очень люблю его... Когда-то я попаду в эту несчастную колею".

Центральное место в фабуле занимают отношения 65-летней матери семейства с единомышленниками мужа, в первую очередь - с издателем его произведений Владимиром Чертковым, в котором она видит настоящего беса: "Он украл душу моего мужа!" Кстати, этого колоритного персонажа играет талантливая актриса Татьяна Орлова. Неординарный режиссерский ход. Имеющий прецеденты, но их немного.

Хочется отметить точность подбора деталей. В ходе действия графиня, можно сказать, дразнит пистолетом, правда, ненастоящим, свою строптивую дочь Сашу  (Юлия Соломатина), примкнувшую к недругам. Находим в одном из писем Софьи Андреевны: "Они мне до того опостылели, что иногда хочется на них какой-нибудь пистолет или мышьяк завести. Фарисеи, плуты, лицемеры с вредными целями и больше ничего".

При всей к ней жалости (сам Толстой неоднократно признавался, что ему жалко жену) и признанию того,  что она имела серьезные основания для конфликтов, ее характер на сцене не смягчен. Истеричность, надрыв, взвинчивание себя, агрессивный тон - основные изобразительные средства, помогающие понять, как тяжело приходилось окружающим. "Был разговор с С.А., как всегда, невыносимый", - лаконично и обреченно написал однажды Лев Николаевич.

Действие порой балансирует на грани двух миров. Что-то мгновенно смещает фокус зрения. Вот осуществляется мечта Софьи Андреевны: в Ясной Поляне собирается ее большая дружная семья.  Но почему к обеду подают булочки из дерева? И вся компания, словно расшалившиеся дети, громко стучит булочками по столу. А потом оказывается, что здесь находится и Маша, любимая дочь Толстого и всегдашняя заступница за обиженных, которой уже нет на свете. И никто, кроме матери, ее присутствию не удивляется.  Получается по Евангелию: "У Него все живы".

Несколько раз в своих лихорадочных монологах Софья Андреевна обращается к самому дорогому существу. К Ванечке, последнему ребенку Толстых, умершему в 1895 году семи лет от роду. Некоторые биографы полагают: останься этот мальчик жив, успей он вырасти, не было бы ухода великого писателя из Ясной Поляны...

В финале героиня Евгении Симоновой выглядит почти умиротворенной. Читает пришедшее издалека письмо от сына Левушки. Оно позитивное, полное надежд. И хорошая подпись: "Всегда любящий Лев Толстой". Таких слов она ждала всю жизнь.

      Лариса Ровнянская,  фото Светлана Телятникова

Яндекс.Метрика