Закрытие YI Московского Рождественского фестиваля в Московском Международном Доме музыки не обошлось без сюрприза. Владимир Спиваков, президент ММДМ, преподнес икону XYIII века Божией матери «Одигитрия» в дар строителям храма Всех Святых в Страсбурге. Она была передана игумену Филиппу, настоятелю прихода, представителю Московского Патриархата при Совете Европы. - Я приобрел эту икону 29 лет назад, - рассказал маэстро. - И вот теперь наступил момент, когда я вношу лепту в строительство храма для растущей общины христиан бывших соотечественников.
В этом году исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Голованова, выдающегося дирижера, композитора, пианиста, хормейстера, педагога. Написанные им духовные произведения прозвучали в заключительном концерте в исполнении Академического Большого хора «Мастера хорового пения» Композиторское дарование Н. Голованова стало известно совсем недавно. Хор исполнил a capella десять произведений автора в интерпретации Льва Конторовича, художественного руководителя «Мастеров хорового пения» и Владимира Спивакова, выступившего в качестве дирижера.. Среди них – «Рождество Твое, Христе Боже наш», «Душа моя», «Свете тихий», посвященное Сергею Рахманинову. Многие произведения Н.Голованова показались необычными своими контрастными переходами от пьяно до форте и наоборот. В конце первого отделения на бис было исполнено невероятно красивое произведение С.Рахманинова, с солирующем голосом горнего звучания.
Второе отделение – шестая, «Патетическая» симфония П.И.Чайковского. На сцене Национальный филармонический оркестр под управлением В.Спивакова. Сохранилась дневниковая запись Петра Ильича: «Шестая симфония является завершением всей моей сочинительской карьеры». Первое исполнение состоялось в Петербурге за десять дней до внезапной кончины композитора. А дирижер Эдуард Направник, первый после смерти композитора, исполнивший это трагическое произведение, писал: "Патетическая" симфония стала лебединой песнью нашего гения. Во вступлении звучит скорбный мотив. Первая часть оставляет слушателя в самом грустном настроении, композитор как бы прощается с жизнью. Слышится плач -протест против надвигающей катастрофы. Вторая часть - мелодичный вальс - красота, обаяние молодой жизни.
Третья часть - радостный скерцо - марш, дыхание самой жизни. Четвёртая часть - трагический, отчаянный финал. Завершается жизненный круг. Всё растворилось в небытие». Симфония № 6 не может оставлять равнодушным слушателей. У каждого, особенно в исполнении Национального филармонического оркестра, возникают острые эмоции. Финал - просто шедевр.
Давид Файнгор, фото Светлана Телятникова