В рамках XYII Московского Пасхального  фестиваля в Концертном зале имени П.И. Чайковского прозвучала опера Петра Ильича «Иоланта». Хор и Симфонический оркестр Мариинского театра, дирижер Валерий Гергиев. Идея создания этой оперы возникла после того, как композитор прочитал драму «Дочь короля Рене» Генрика Герца. Либретто написал его брат Модест. И получилось сказочное, трогательное произведение под названием «Иоланта». В кратком пересказе либретто выглядит так: дочь короля Рене, Иоланта, живет в замке, не зная о своей слепоте.

Окружающие тщательно скрывают от нее эту тайну. В какой-то момент король приглашает знаменитого врача Эбн-Хакиа осмотреть Иоланту во время сна. Тот сообщает, что исцеление возможно, если Иоланта  сама захочет прозреть. Отец отказывается сказать дочери правду. Заблудившись на охоте,  два рыцаря, Роберт и Водемон, случайно попадают в королевский сад . Роберт с детства обручен с Иолантой, которую никогда не видел. Он пылко влюблен в графиню Матильду и хочет расторгнуть помолвку.  В беседке чудесного сада Водемон видит спящую девушку. Он очарован. Невольный возглас восхищения разбудил Иоланту, и волнение юноши передалось ей. Прощаясь с незнакомкой, он просит подарить ему красную розу, но она срывает белую. Рыцарь, понимая, что она слепа, рассказывает, как прекрасен свет. Король узнает о пришельце, раскрывшем тайну. Водемону грозит смерть. Иоланта готова претерпеть любые муки, ради спасения любимого и соглашается на операцию. Прозрев, она  с восторгом видит мир, и Водемон становится ее защитником.

Партию Иоланты проникновенно исполнила Ирина Чурилова (сопрано). В Мариинском театре она дебютировала в 2013 году и с тех пор регулярно выступает на петербургской сцене. Ирина Чурилова окончила Новосибирскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки. Участвовала в мастер-классах Дайаны, Золя, Монсерат Кабалье.

Продолжительные аплодисменты завоевал Станислав Трофимов (бас), выпускник Оренбургского Государственного института искусств им. Леопольда и Мстислава Ростроповичей, выступивший в роли короля Рене. Станислав Трофимов – приглашенный солист Большого театра, на сцене которого поет в спектакле «Катерина Измайлова (Священник), «Каменный гость» (Лепорелло).

Миграян Агаджанян (тенор) окончил Санкт-Петербургскую консерваторию, как пианист. На сцене выглядел восторженным, трепетным Водемоном, влюбленным в Иоланту. Его дуэт с Ириной Чуриловой несомненно воздействовал на публику, которая откликалась на эмоциональное исполнение Миграяна Агаджаняна своей партии. В Мариинском театре он дебютировал в 2012 году в опере «Кармен» (Моралес). Любопытно, что в 2012 году Мигран Агаджанян организовал Молодежный симфонический оркестр Санкт-Петербурга.

«Иоланта» - последняя опера Чайковского. Первое представление (вместе  с балетом «Щелкунчик») состоялось  в Мариинском театре 6 декабря 1892 года. В Большом театре премьера «Иоланты» прошла 11 ноября 1893 года. Включение концертной постановки оперы «Иоланта» в программу Московского Пасхального фестиваля-2018, быть может, связано со 125-летним юбилеем ее премьеры в Москве.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

Яндекс.Метрика