В Историческом музее открылась выставка "Фаберже и придворные ювелиры". Она зримо демонстрирует ту высокую степень совершенства, которая была характерна для отечественного ювелирного искусства второй половины XIX - начала XX века. Его символом стало творчество Карла Фаберже, продолжившего дело своего отца Густава Фаберже. Экспозиция знакомит и с работами других мастеров, заслуживших широкое признание таких, как И.Сазиков, И.Чичелев, П.Овчинников, И.Хлебников, Ф.Рюкерт, братья Грачевы.

 

Некоторые из выдающихся ювелиров являлись официальными поставщиками императорского двора; некоторые, по разным причинам не получившие этого статуса, регулярно выполняли государственные заказы. Ювелирному гению Карлу Фаберже посвящен отдельный раздел. Его отец основал свое ювелирное дело в 1842 году за несколько лет до его рождения. В 1870-м Карл принял эстафету, возглавив фирму. А еще спустя 12 лет ее изделия, показанные на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве, привлекли внимание Александра III. Вскоре Карл Фаберже получил звание "ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа".

Экспозиция насчитывает около 300 экспонатов эпохи русского ренессанса. В образцах золотого и серебряного дела, в частности, ярко прослеживаются отличительные черты Московской и Петербургской школ ювелиров. Еще на первой Всемирной выставке, состоявшейся в Лондоне в 1851 году, русские ювелирные фирмы (Э.Болина, И.Сазикова и др.) произвели огромное впечатление даже на искушенную публику. Это и украшения (бриллианты, жемчуг, бирюза), и произведения декоративно-прикладного искусства из полудрагоценных камней и серебра. Наступила "новая эпоха Русского стиля.

Кстати, шедевры создавались не только для богатых. Многое было доступно и представителям среднего класса. Предметы быта, выполненные с любовью и умением, облагораживали среду обитания и подчеркивали индивидуальность их владельцев. Все эти настольные часы, рамки, кольца для салфеток, ножи для бумаг, табакерки, портсигары… Можно увидеть и вещицы, в наше время  вышедшие из обихода. Например, набалдашник для трости или лампочка для разжигания папиросы.

Особое место в декоративно-прикладном искусстве занимали церковные предметы. В экспозиции они представлены также: дискос (священный сосуд в виде блюда на ножке с изображением Богомладенца Иисуса), дарохранительница (сосуд, в котором хранят Преждеосвященные дары), митра (головной убор, надеваемый священнослужителями во время храмовых богослужений).

Примечательно, что на открывшейся в ГИМ выставке почетное место занимают не выставлявшиеся ранее экспонаты полковых музеев. В них запечатлена целая малоизвестная большинству из нас  эпоха. Памятная серебряная доска в честь 200-летия одного из гренадерских полков. Сосуд в форме артиллерийского трехдюймового снаряда. Молотки для прибивания знамени. Или вот нечто куда более объемное. Подарок генерал-майору Федору Рербергу - набор для пунша (блюдо-подставка, 12 стаканов, сосуд для пунша,уполовник). На стаканах выгравированы фамилии офицеров, врачей, капельмейстеров, служивших под командованием Рерберга. Как-то очень по-человечески, очень демократично выглядит такой подарок...

По материалам пресс-службы Государственного Исторического музея

Фото Светлана Телятникова-Никабадзе

Выставка продлится до 30 апреля 2020 года

Яндекс.Метрика