В Музее на Волхонке открылась масштабная выставка "Томас Гейнсборо", многогранно представляющая творческий путь одного из основателей британской художественной школы. В экспозицию вошли более 100 произведений живописи и графики, а также архивные материалы из 14 музеев и частных коллекций, включая ГМИИ им. А.С.Пушкина, Государственный Эрмитаж, Национальную галерею (Лондон), Музей Виктории и Альберта (Лондон), Музей Холбурн (Бат). На пресс-показе куратор выставки Анна Познанская выразила огромную благодарность всем.
Кто помог в организации знаковой выставки, кто "отпустил", пусть всего на три месяца, экспонаты, украшающие музейные и частные собрания. В частности, среди уникальных произведений, предоставленных Великобританией, стоит, прежде всего, назвать парадный "Портрет миссис Элизабет Муди с сыновьями, Самюэлем и Томасом" и практически последний пейзаж художника "Рыночная повозка". В них, по сути, отразились два направления в многолетней работе мастера. Портреты знати, элегантный мир богатых и повседневное существование людей из народа. Сам Томас был сыном ткача, девятым ребенком в семье. Мать заметила в сыне талант и дала ему развиться. Со временем Гейнсборо стал любимым художником короля Георга III, какое-то время жил в Бате - модном курорте и центре светской жизни.
Заказные портреты - это то, что приносило доход и определяло популярность. На выставке таких немало. Например, портрет герцога Джона Рассела, одного из главных покровителей и заказчиков автора, выполненный с огромным пиететом. Не случайно костюм герцога украшают лента и звезда Благороднейшего ордена Подвязки (высшего рыцарского ордена Великобритании). Или вот статный чернобровый юноша во время одинокой прогулки по гористой местности. Это Абель Мойси, сын единственного работавшего в Бате врача. Есть основания полагать, что картина была написана в счет долга за лечение художника.
Моделями Гейнсборо становились самые разные люди, принадлежавшие не только к высшему свету, но и к творческой элите (композитор Карл Фридрих Абель, певица и музыкантша Анна Форд и др.). Томас Гейнсборо явно был любящим отцом. Это особенно ярко проявилось в двух портретах его дочери Маргарет. На первом она изображена 13-летней девочкой в крестьянском платье и с колосками в руках. Такое худое, болезненного вида создание, запечатленное на холсте с тревожной нежностью. На втором - уже 25-летняя Маргарет. По-прежнему хрупкая, не очень-то вписывающаяся в действительность. Ее взгляд обращен вверх, подобно тому, как святые на картинах взывают к небесам.
Выдающийся живописец внес немалый вклад в развитие детского портрета. Да, он нередко в традициях галантного XVIII века представлял детей как маленьких дам и кавалеров (перчатки, воланы, ряды пуговиц и прочее украшательство), но сквозь все это просвечивало настоящее: застенчивость, уязвимость, опасение несоответствия ожиданиям взрослых. К слову, своего племянника и ученика дядя Томас увидел и показал другим: мальчик в домашней красной жилетке делает наброски. В его руке кисти, он увлечен процессом, и жизнь явно не кажется ему непрерывным испытанием. Посетители смогут в полной мере оценить дар Гейнсборо-пейзажиста. В его работах ощутимо влияние представителей голландской школы и французского рококо, переплавленное в соответствии с собственной творческой индивидуальностью. Он не только рисовал леса, горы, скалы, далекие деревушки и церкви, но, как правило, помещал в это окружение людей и животных. Молодых пастухов, стариков, овец, ягнят, собак (последние даже удостоились чести быть запечатленными отдельно: все-таки лучшие друзья человека). Изюминка экспозиции - пейзажи на стекле, которые практически никогда не выезжают на выставки за рубеж.
На пресс-конференции директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак говорила о Томасе Гейнсборо как о художнике, отразившем суть британской ментальности.
- Его творчество сдержанное и открытое, провинциальное в лучшем смысле этого слова, пронизанное юмором. Чудесный художник, который может радовать и трогать душу.
PS. В Музее открылся ХХХIХ Международный музыкальный фестиваль "Декабрьские вечера Святослава Рихтера" (1-23 декабря). Его тема - "Прогулки с Томасом Гейнсборо". Большинство программ посвящено английской музыке XVII-XVIII веков. Команда молодых актеров и музыкантов подготовила специальный проект - фантазию "Сентиментальное путешествие" по роману Лоренса Стерна.
Для глухих и слабослышащих посетителей 22 декабря и 5 января пройдут экскурсии на русском жестовом языке.
Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова-Никабадзе
Выставка "Томас Гейнсборо" открыта до 1 марта 2020 года