В Выставочном комплексе Исторического музея открылась выставка "Русская свадьба". Она посвящена строго регламентированному свадебному обряду, сформировавшемуся еще в старину. В крестьянской культуре он сохранялся вплоть до начала ХХ века. Свадьба - многоярусная постройка. Здесь и чисто обрядовая сторона дела, и бытовая. Поэтическая составляющая с обилием эмоций и вполне себе прозаическая, выражаемая в конкретных цифрах: скажем, сколько приданого дали за невестой. В экспозиции все это нашло отражение.

 

Вот икона Богоматери "Смоленская" и икона Богоматери "Умиление" с предстоящими. Образом Пресвятой Богородицы отец невесты благословлял молодых перед отъездом к венцу. Этот образ везли в свадебном поезде в церковь, там его ставили на аналой, а после венчания торжественно доставляли в дом жениха. После свершившегося события проводился старинный обряд "окручивания": молодой жене расчесывали косу, по-другому укладывали волосы, и покрывали голову так, что они оказывались полностью закрыты. Как полагалось отныне замужней женщине. Кстати, жених накануне бракосочетания присылал суженой подарки: шкатулки, зеркала, гребни и даже румяна (значит, разрешалось немножко корректировать данную от природы внешность!). Невесте преподносились и более солидные дары. На выставке можно увидеть сшитые вручную праздничные женские сапоги (кожа, металл, льняные нити, деревянные гвоздики). Табличка гласит: "Были куплены в г.Скопине для крестьянки Е.Ф.Сальниковой в день ее свадьбы в 1889 г."

Несколько витрин занимает посуда. Бочонок, кружка-жбан, кисельница, квасница, штофы и т.д. От одних названий рябит в глазах. Свадебный пир - это отдельная тема. Вкушать разнообразные угощения имели право все, кроме... новобрачных. Им предлагалось лишь одно ритуальное блюдо, которое они должны были есть одной ложкой по очереди. Таковы правила. Поэт и журналист Аполлон Коринфский в своем фундаментальном труде "Народная Русь" (М., 1901) написал целое эссе по поводу свадьбы, причем написал с публицистическим запалом: "На этом празднике раздолье не только пиву хмельному с вином зеленым, но еще и более того - песням. В этих песнях - вся обрядность деревенской свадьбы, вся скорбная повесть жизни русской женщины-работницы, "отдаваемой на чужую сторонушку дальнюю за чужого доброго молодца, за чужанина", в них - все ее скромные недолгие радости. Вся деревня провожает, "пропевает и пропивает" свою девушку, которой посчастливится "на Покров покрыть победную голову".

В отдельном зале полюбуетесь праздничными санями, в которых неслись навстречу новой жизни молодые. Свадебный поезд украшал жизнь всем - и приглашенным, и посторонним, так он был хорош. Даже жеребцов от души наряжали: яркие ленты, цветы, колокольчики в гривах и хвостах. Среди особо ценных экспонатов стоит отметить деревянные горельефы с изображением свадебных сцен, выполненные неизвестным скульптором на рубеже XVIII-XIXвв. Несколько произведений живописи безымянных мастеров: "Девичник в городе Торопце", "Портрет купчихи в праздничной одежде Тверской губернии" и др. Есть известное полотно М.Шибанова "Празднество свадебного договора" и эскиз к еще более известной картине В.Максимова "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу". И, наконец, две яркие новации, которые прекрасно дополнили эту выставку. Некоторое время назад ГИМ объявил акцию, благодаря которой посетители могут увидеть в камерном кинозале на больших экранах свадебные фотографии. Это драгоценные реликвии из семейных архивов россиян. Самые ранние датируются 1890-ми. И каждое новое десятилетие накладывает свой отпечаток. Не только по одежде и прическам, но и по выражению лиц, мимике, скупым деталям фона несложно догадаться, в какое время эти двое соединили свои жизни...

17 декабря ГИМ приветствовал еще одну пару. Уже не визуально, а в полноценном формате. В одном из залов, где разместилась экспозиция, состоялась торжественная церемония бракосочетания. Выездную регистрацию в присутствии гостей провела сотрудник Управления ЗАГС Москвы, объявившая Екатерину и Максима мужем и женой. Такое происходит в Историческом музее в первый раз. И наверняка не в последний.

Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова-Никабадзе

Яндекс.Метрика