В Камерном зале Симоновской сцены театра им.Е.В. Вахтангова можно увидеть дипломный спектакль студентов IYкурса ТИ Б.В. Щукина, в котором режиссер-постановщик, профессор Владимир Иванов объединил две пьесы Леонида Зорина «Варшавскую мелодию» и «Перекресток». В памяти многих театралов живет «Варшавская мелодия» с участием Юлии Борисовой и Михаила Ульянова. Нынешняя пара, Полина Рафеева и Иван Захава, играют своих героев в трех возрастных категорий, от студенчества и до пенсии.
Еще один праздник, уже XXIII Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик», завершился. Существует 20+ фактов в сказке «Щелкунчик» Амадея Гофмана, от которых челюсть отваливается прямо как у главного героя. Бесспорно, что про одноименный музыкальный конкурс можно сказать то же самое. Это фантастика! В этом году состязались 46 исполнителей из Армении, Беларуси, Великобритании, Казахстана и России. В финал вышли девять вундеркиндов, чудо-детей.
На основной сцене театра имени Е.В Вахтангова появилась премьера спектакля «Амадей» (сценическая версия Сергея Плотова) в постановке Анатолия Шульева. По известному сюжету второй «маленькой трагедии» А.С. Пушкина Сальери весьма сильно завидовал таланту, успеху Моцарта и поэтому отравил своего коллегу. Хотя у Моцарта было гораздо больше поводов завидовать. Сальери был признанным композитором своего времени, написав более 40 опер и многочисленных инструментальных и вокально-инструментальных сочинений.
В Новом театре премьера - «Лубянский гример». Этот иммерсивный спектакль создала тройка режиссеров: Э. Бояков, В. Клементьев, Р. Сотириади, по мотивам рассказа Н.С. Лескова «Тупейный художник». Действие происходит в интерьерах особняка Салтыковых-Чертковых на Мясницкой улице, имеющего богатейшую историю, начиная с XYI века. В собственность семейства Черткова он перешел в 1831 году. Среди гостей хозяев усадьбы бывали Жуковский, Пушкин, Гоголь, Гиляровский и многие другие известные люди.
В рамках Крещенского фестиваля в Новой опере состоялся спектакль Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина «Терезин. Квартет» (четыре одноактных балета) на музыку чешских композиторов: П. Хааса, Г. Краса, Г. Кляйна и Э. Шульгофа. Автор идеи - музыкальный руководитель Алексей Трифонов. Постановка приурочена к Международному дню памяти жертв Холокоста. Со вступительным словом выступил Берл Лазар, главный раввин России, который сказал, что показывать такой спектакль очень правильно.
Спектакль «Белые ночи Венеции» - российско-итальянский театральный проект, созданный при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, посвящен великому итальянскому режиссеру Лукино Висконти. И размышлениям об эфемерности любви, красоты, юности. Магия Санкт-Петербурга и Венеции вдохновила художника на создание двух шедевров – фильмов «Смерть Венеции» и «Белые ночи». Два великих произведений Томаса Манна и Федора Михайловича Достоевского стали основой для данной постановки.
С чувством незабываемого послевкусия завершился XI Международный юношеский конкурс имени П.И. Чайковского. Как подчеркнул И.А. Щербак, его генеральный директор: «Несмотря на все трудности, конкурс прошел с большим успехом, потому что в этом году была сильнейшая конкурентная борьба». Особую благодарность он выразил участникам и уважаемым членам жюри, многие из которых проделали большой и долгий путь, чтобы добраться до Москвы или Санкт-Петербурга.
Первой премьерой нового театрального сезона в Театре им. Евгения Вахтангова стал «Последний сон Уточки» Клавы Ильиной на Сцене «Студия». Спектакль заявлен как кукольная притча для семейного просмотра с детьми старше 12 лет. Режиссер Владислав Тутак дебютировал на сцене этого театра с участием стажеров. В пьесе использованы тексты из книги богослова, поэта, ученого, инженера о. Павла Флоренского «Иконостас»: «Сон – вот первая и простейшая, т.е. в смысле нашей привычки к нему, ступень жизни в невидимом (мире)…
В Театре Вахтангова четвертая премьера в 101-м сезоне - спектакль «Генерал и его семья» (Новая сцена) по одноименному роману Тимура Кибирова. События пьесы происходят в 70-е годы XX века, вошедшие в историю как эпоха брежневского застоя. Режиссер-постановщик Светлана Землякова, отметила, что в центре событий спектакля история любви, которая побеждает все исторические обстоятельства. В разные времена разворачивается великий сюжет отцов и детей, в разные времена есть место человеческому подвигу.
Ушел в историю 44-й Московский Международный кинофестиваль, ставший необычным из-за отсутствия европейского (за небольшим исключением) и американского кино. Меньше было прессы на показах и зрителей, пожелавших приобщиться к усеченному празднику. Главная значимость этого мероприятия всегда состояла в том, что перед зрителями открывался разноликий и многоголосый мир. Внезапно он скукожился. Перемены внесли коррективы, появилась новая конкурсная программа «Русские премьеры».