В Новом театре премьера - «Лубянский гример». Этот иммерсивный спектакль создала тройка режиссеров: Э. Бояков, В. Клементьев, Р. Сотириади, по мотивам рассказа Н.С. Лескова «Тупейный художник». Действие происходит в интерьерах особняка Салтыковых-Чертковых на Мясницкой улице, имеющего богатейшую историю, начиная с XYI века. В собственность семейства Черткова он перешел в 1831 году. Среди гостей хозяев усадьбы бывали Жуковский, Пушкин, Гоголь, Гиляровский и многие другие известные люди.
Театр «Геликон-опера» под занавес уходящего сезона 2021-2022 представил оперу «Аида» Дж. Верди в постановке Дмитрия Бертмана, которая признана одной из самых лучших в истории мировой музыки. Дмитрий Бертман не был бы самим собой, если бы не преподнес российским зрителям музыкальный сюрприз. Они станут первыми слушателями развернутой увертюры, написанной композитором перед каирской премьерой «Аиды» в 1871 году. Но тогда репетиций оказалось недостаточно, и звучала нежная прелюдия.
Спектакль «Белые ночи Венеции» - российско-итальянский театральный проект, созданный при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, посвящен великому итальянскому режиссеру Лукино Висконти. И размышлениям об эфемерности любви, красоты, юности. Магия Санкт-Петербурга и Венеции вдохновила художника на создание двух шедевров – фильмов «Смерть Венеции» и «Белые ночи». Два великих произведений Томаса Манна и Федора Михайловича Достоевского стали основой для данной постановки.
В Москве завершился I Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров им. С.В. Рахманинова. Конкурс приурочен к 150-летию со дня рождения композитора, которое будет отмечаться в 2023 году. По замыслу его создателей он станет парой конкурсу имени П.И. Чайковского. Дирижер Валерий Гергиев, пианист Денис Мацуев возглавляют и тот, и другой. Идея вовсе не новая. В СССР и РФ были и есть конкурсы имени С.В. Рахманинова, но гораздо с меньшим административным размахом и бюджетом.
Первой премьерой нового театрального сезона в Театре им. Евгения Вахтангова стал «Последний сон Уточки» Клавы Ильиной на Сцене «Студия». Спектакль заявлен как кукольная притча для семейного просмотра с детьми старше 12 лет. Режиссер Владислав Тутак дебютировал на сцене этого театра с участием стажеров. В пьесе использованы тексты из книги богослова, поэта, ученого, инженера о. Павла Флоренского «Иконостас»: «Сон – вот первая и простейшая, т.е. в смысле нашей привычки к нему, ступень жизни в невидимом (мире)…
Как известно, искусство балета включает в себя танец, музыку и живопись. В России «Балет об Орфее и Эвридике» стал первой постановкой в 1673 году при царе Алексее Михайловиче, известном покровителе искусств. Реформатором же этого жанра явился П.И. Чайковский, превративший музыку в инструмент, помогающий танцу улавливать эмоции и чувства, заложенные в персонаже. Что и продемонстрировали участники XIV Международного конкурса артистов балета, проходившего на двух сценах Большого театра.
Ушел в историю 44-й Московский Международный кинофестиваль, ставший необычным из-за отсутствия европейского (за небольшим исключением) и американского кино. Меньше было прессы на показах и зрителей, пожелавших приобщиться к усеченному празднику. Главная значимость этого мероприятия всегда состояла в том, что перед зрителями открывался разноликий и многоголосый мир. Внезапно он скукожился. Перемены внесли коррективы, появилась новая конкурсная программа «Русские премьеры».
С 26 мая в широкий прокат выходит историческая военная драма «Аманат» Антона Сиверса и Раифа Кубаева. Слово «аманат» (араб.) - важный термин в исламской культуре. Это правила жизни, в основе которых поклонение Аллаху, честь и достоинство. Фильм посвящен реальной истории любви сына имама Шамиля, Джамалутдина, и Лизы Олениной во время кавказской войны. Джамалутдин оказался аманатом (заложником) большой политики и в 9-летнем возрасте был отдан отцом в Россию в знак личной преданности.
Оpen air фестиваль «Лето. Музыка. Музей», ежегодно проходящий под стенами Ново-Иерусалимского монастыря, в этом году открылся «Гармонией мира» Пауля Хиндемита, cимфонией – предупреждением человечеству, произведением более, чем актуальным в наши дни. В целом же программу фестиваля посвятили 150-летию со дня рождения Александра Скрябина. Однако на всех четырех вечерах под открытым небом и двух концертах в зале наряду с музыкой Скрябина звучали сочинения и некоторых других композиторов.
В рамках акции «Открытый занавес» в Большом зале Консерватории прошел X Международный открытый фестиваль искусств «ДНЮ ПОБЕДЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ…» (4-11 мая) Эпиграфом фестиваля стала строчка из песни композитора Анатолия Новикова на стихи Льва Ошанина: «Нам дороги эти позабыть нельзя». 9 мая, день Победы, был отмечен литературно-музыкальной композицией «Где бы мы ни были, с нами Россия». Песни великого Марка Фрадкина (1914-1990) легли в ее основу.