
Мистический роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» будоражит умы 58 лет с момента первой публикации в журнале "Москва". Самые разные режиссеры снимают фильмы, телесериалы, а география постановок спектаклей расширяется постоянно. 2025-й год в Театре Российской Армии начался с громкой премьеры «Роман». Почему режиссер-постановщик Александр Лазарев изменил известное название на мало что говорящее? Быть может, для домысливания того, что осталось за «кадром» первоисточника.

Стихотворная пьеса «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана, полная тончайшего юмора и бесконечного очарования, смотрится на одном дыхании. Или это "улет", как я прочитала в одном отзыве о ее постановке в Театре Дениса Матросова. Влюбленный Сирано вопрошает: «Глаза и кудри... Только оттого он должен умным быть, Роксана? А если он глупей барана?» В изумлении он слышит от нее: «Не может быть! Я чувствую душой, Что так же он умен, как и хорош собой, Возможно ль глупым быть при красоте подобной?».

С искусствоведом Региной Хисамутдиновой, специалистом Департамента культуры Духовного управления мусульман РФ, мы познакомились в Московской соборной мечети, где проходила выставка, посвященная исламу, в рамках 22-го Московского международного конкурса чтецов Корана. Там она проводила экскурсии и отвечала на вопросы. Родители Регины верующие, хотя и «не погруженные в религию». Самое большое влияние в плане мусульманского просвещения на нее оказал дедушка Ахмадзия по материнской линии, которому она очень благодарна.

Премьера «Гамлета» по мотивам пьесы Уильяма Шекспира в постановке автора сценария Антона Яковлева была представлена в «Ленкоме Марка Захарова». Это уже третий «Гамлет» на сцене этого театра, который начал свою историю в 1927 году как «Театр рабочей молодежи» (ТРАМ). Прежние две версии осуществили Андрей Тарковский и Глеб Панфилов с небольшим временным промежутком в конце 70-х. Имя «Гамлет» у всех прочно ассоциирует с принцем Датским, главным героем одноименной пьесы.

В Театре Наций блестящая премьера – старый новый «Тартюф» Жана-Батиста Мольера. Эта пьеса, написанная в 1664 году, одна из самых репертуарных комедий во всем мире. Режиссер Евгений Писарев для постановки спектакля воспользовался новым переводом «Тартюфа». Работая над классическим текстом, поэт и историк театра Сергей Самойленко поставил задачу сделать пьесу для современного зрителя. И он изменил лексику героев, в которой появились сленг и остроты нового времени.

В Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой состоялась премьера – «Вертинский. Возвращение». Режиссер спектакля - народный артист России Олег Погудин, который посвятил творчеству Александра Николаевича 35 лет. По его мнению, Вертинского слушали многие, но, скорее всего, не слышали. Выстраивая программу спектакля-концерта, он создавал биографию Вертинского через песни. Вертинский в исполнении артиста Данила Можаева удивляет, потрясает, ошеломляет.
В год своего 25-летия Театр «Мост» представляет спектакль «Дни Турбиных» по роману Михаила Булгакова «Белая гвардия. Это произведение называют одним из важнейших о Гражданской войне в России. Первая постановка случилась в МХТ в 1926 году. Режиссеры - К.Станиславский, И.Судаков. По воспоминаниям спектакль получился настолько реалистичным, что у зрителей были истерики, семь человек увезла скорая помощь. Люди, пережившие Симона Петлюру, киевские ужасы, связанные с войной, не выдерживали.

В Театре Вахтангова на Симоновской сцене вышел спектакль «Утиная охота» Александра Вампилова. Ее поставил молодой режиссер Аскар Галимов. Действие происходит в 60-е, которые были временем надежд и перемен, благодаря хрущевской оттепели. А в пьесе идет речь о нравственной деградации советского общества. Главному герою Виктору Зилову (артист Максим Севриновский) около 30, он женат по любви на Галине (артистка Полина Чернышова), работает инженером в солидном бюро.
Сценическая композиция «Ионыч» режиссера Олега Долина по рассказу А.П. Чехова стала десятым обращением Театра имени Е. Вахтангова к творчеству классика. Произведения Антона Павловича - кладезь запоминающихся характеров, в которых переплетаются юмор и трагизм. Олег Долин убежден, что именно сегодня время русской классики – нашей большой литературы. Нам никак нельзя без Достоевского, без Толстого, без Пушкина и Гоголя, и, безусловно, без Чехова. Все они наши помощники и братья. Они для нас – счастье и утешение.

В театре «Мост» премьера – спектакль «Серебряный век. Эпоха в лицах». Что за явление Серебряный век? Каковы его черты, его герои? Кто-то знает об этом предостаточно, кто-то почти ничего. Можно ли вовлечь в вихрь происходящего на сцене и тех, и других? Оказывается, можно. Есть старый – и довольно варварский – способ обучения плаванию: взять, да и бросить неуча барахтаться на глубине. Авось, поплывет, выхода-то нет! В данном случае способ оказался действенным. Зрителя разом, внезапно окунают в яркую и захватывающую эпоху.